Про книги и уроки литературы в школе.
С самого детства я читала. Меня так научили. Конечно, по началу это были «Волшебник изумрудного города» в слух с бабушкой по очереди и «Путешествия Алисы»(про космос). Потом было что-то посерьезней, из школьного списка литературы, что не всегда меня интересовало. Помню, как не хотела читать Гоголя, поэтому включала аудиокнигу и успешно засыпала под неё.
А потом наступили старшие классы и уроки литературы, которые были для меня чем-то . Мы очень долго и подробно разбирали прозаические произведения, анализировали героев и их поступки, говорили про отдельные сцены и их смысл (Так что же засыпал снег в «Обломове»?:) Не знаю как, но наша учительница смогла заинтересовать (по крайней мере меня) в предмете настолько, что я с нетерпением ждала каждого урока, была готова первая к обсуждению очередного произведения, писала все письменные работы с удовольствием( ну, или почти все)! До сих пор храню все тетради по литературе за 7-10 классы, иногда пересматриваю их и ностальгирую.
В 10 классе был пик моего чтения за все годы: я прочитала очень много зарубежной литературы, легко осилила «Заводной апельсин»(спойлер: не самая добродушная книга), «Цветы для Элджернона» (до сих пор одно из моих самых любимых произведений), а книга «Мастер и Маргарита» была прочитана мной за 2-3 дня . А еще в кабинете у нас была полочка с книгами, которые принесла моя учительница. Можно было просто взять и почитать то, чего не было в библиотеке.
А потом случился 11 класс, смена педагога и частичное убийство любителя книг во мне. Это была «старая школа», в которой не было места полёту мыслей и мнению школьника. Я много слушала о личной жизни Есенина (еще один спойлер: в 1000 раз больше люблю прозу, чем стихи), а вот на Булгакова, которого я ждала целый год, мы потратили 2 урока. На произведение длиною в 500 станиц. 2 урока. Я ничего не имею против, педагог был очень хороший, но
Я до сих пор помню все произведения, пройденные в 7-11 классах, помню героев и основные моменты. И почти не помню, что мы проходили в 11:)
Это я к чему. Нужно давать детям читать, разрешать им рассуждать и спрашивать, что именно ОНИ думают по поводу произведения. Не нужно стараться успеть больше, нужно стараться сделать качественней. Я до сих пор очень люблю читать, только сейчас я не обсуждаю произведения ни с кем, а всегда читаю рецензии/разборы/анализы в интернете после прочтения книги, чтобы удостовериться, что я не пропустила ничего важного! Как-то так:)