Меня эта тема заинтересовала ещё в середине 1980-х.
Как-то на "Аиде" в сцене судилища Богачёва распростёрлась на сцене, показав ногу в модной по тому времени туфле - на каблуке, с перепонкой через подъём. Я тогда подумала: а ведь ей удобнее было бы быть в сандалиях! Дама она высокая, рядом с тенором в сандалиях она наверняка смотрелась бы миниатюрнее (тогда Радамеса пел Стеблянко). Да и вообще - во времена "Аиды" не было сигарет "Друг"! такой обуви -:)
Стала я присматриваться к другим певицам - все они предпочитали туфли на каблуках.
Хотя Елена Образцова пела Амнерис в сандалиях:
"Норму", "Юлия Цезаря", "Набукко" и прочих опер на темы "из жизни древнего мира" у нас не ставили. Одна "Аида" шла, и исполнители мужских партий в основном ходили именно в сандалиях.
С приходом интернета в нашу жизнь у таких любопытствующих, как я, появилась возможность удовлетворить своё любопытство -:) Попадались мне разные фотографии оперных певцов, у которых на ногах была очень разная обувь.
Конечно, главное, чем должен руководствоваться художник по костюмам, оформляя оперу - это удобство. Исполнитель не должен страдать из-за неудобного костюма или жмущей ногу обуви.
Итак, в девятнадцатом веке не было никакой "режоперы" (как и в первой половине века двадцатого). Художники-оформители одевали исполнителей в костюмы, приближенные к изображаемой на сцене эпохе. Иногда - это было очень точное "попадание в яблочко", иногда зритель видел некую стилизацию.
Вот, например, Франциско д' Андраде - Дон Жуан:
Ну, здесь такие ноги, которые можно обуть и в изящные туфли -:)
С трудом узнаётся в этом бородаче Собинов. Хотя, если присмотреться, узнать его очень даже можно. Похоже, что это - Фауст:
На ногах - какие-то полу-сандалии, полу-ботинки, надетые на трико.
Вот ещё Собинов - красавец, что и говорить :) Все фото - из открытых источников:
Конечно, есть много фотографий певцов в сапогах. Мне вообще казалось, что сапоги - это самая удобная обувь для оперного певца. Голенища могут скрыть недостатки фигуры или, наоборот, подчеркнуть её достоинства -:) Но, тем не менее, как можно увидеть на представленных фотографиях, на рубеже 19 и 20 веков певцы носили самую разную обувь.
А вот немного фотографий певиц середины 20 века.
Мария Каллас (фото из открытых источников):
А вот Симионато-Кармен:
Вообще, Симионато была очень маленькая, и носила обувь на высоченных каблуках. Есть видеозапись "Аиды", где у неё огромные "платформы"-котурны. И как она на них ходила? Не представляю!
Но вернёмся к певцам!
Стала я изучать Радамесов, и обнаружила, что все они обуты в высокие ботинки или сапоги, иногда имитирующие сандалии.
А что же Вагнер? В его операх действуют боги, полубоги и простые смертные. Как костюмеры одевают персонажей Вагнера? Да по-разному.
Два Зигмунда (правда, обе фотографии - не со сцены):
В общем, тем эта неисчерпаемая - обувь оперных певцов.
Может, подкинете мне ещё какие-нибудь интересные фотографии?