История советской крупнокалиберной железнодорожной артиллерийской установки береговой обороны ТМ-1-180.
В тридцатые годы XX века в Советском Союзе было разработано четыре типа крупнокалиберных орудий, транспортируемых по железной дороге, и предназначенных, главным образом, для береговой обороны. Установки ТМ-1-14, ТМ-2-12, ТМ-3-12 и ТМ-1-180.
«ТМ» расшифровывают как «транспортёр морской», имея ввиду назначение орудий. А заодно и их происхождение – корабельные орудия. Первую цифру обычно считают типом установки. Получается, было две установки «тип 1», хотя конструктивно они совершенно разные. Последняя группа цифр – калибр. «12» и «14» – в дюймах, «180» – в миллиметрах.
Из шести выпущенных установок ТМ-1-14 и шести установок ТМ-2-12, до наших дней не сохранилось ни одной. А вот представители двух других типов вполне себе стоят в музеях. Сегодня мы поговорим о ТМ-1-180.
Среди всех советских железнодорожных установок, ТМ-1-180 была самой лёгкой, самой маленькой и самой многочисленной. Их построили двадцать штук, больше чем всех остальных установок вместе взятых. Основную часть установок изготовили в 1939-1940 годах. На первых установках стояли орудия с мелкой нарезкой (1,35 мм), потом стали делать глубокую (3,6 мм).
До наших дней сохранилось три установки. Одна стоит на Поклонной горе в Москве, вторая на форте Красная горка рядом с Петербургом, третья – в Севастополе.
На транспортёр установлена 180-мм морская пушка Б-1-П, длиной в 57 калибров. («Б» от наименования ленинградского завода «Большевик», бывшего Обуховского завода. «П» – поршневой затвор. Предыдущая версия орудия, «К», с клиновым затвором, вышла не слишком удачной).
Подобными пушками вооружали лёгкие крейсера, береговые установки и железнодорожные транспортёры. Береговая щитовая установка МО-1-180 с небольшими изменениями и послужила основой для башни железнодорожного транспортёра ТМ-1-180.
Заряжание картузное, скорострельность 3-4 выстрела в минуту, максимальная дальность стрельбы 35-37 километров (иногда даже указываются «точные» 37,7 км).
Главная балка транспортёра опиралась на две четырёхосные железнодорожные тележки. На передней тележке стояли два дизельных двигателя и генератор, на задней – компрессорная станция. Таки образом транспортёр сам обеспечивал себя всем необходимым да ещё и мог передвигаться самостоятельно, без паровоза. Конечно, не быстро, автономная скорость до 14 км/час. Посередине главной балки стояла башня кругового вращения с противопульной бронёй. Толщина стенок лобовой части башни 38 (или 39) мм, боковых стенок и крыши – 20 мм.
Благодаря тому, что установка ТМ-1-180 была достаточно лёгкой (160 тонн), на ней удалось реализовать возможность кругового обстрела без постройки дополнительных железнодорожных путей («усов») и без оборудования стационарной боевой позиции. Установка могла вести огонь в любом направлении прямо с путей.
Естественно, перед этим надо было провести определённые подготовительные работы. На главной балке имелись домкраты и центральное основание, которое опиралось на брусья, уложенные на железнодорожные пути. Кроме того, «врастопырку» расставляли восемь опор, по четыре с каждой стороны транспортёра.
Серийные установки ТМ-1-180 были сведены в четыре четырёхорудийные отдельные железнодорожные артиллерийские батареи (ождаб) – 12-ю, 17-ю, 18-ю и 19-ю.
Волею судеб, батареи, первоначально раскиданные от Черноморского побережья до Прибалтики, практически всю Великую Отечественную войну прошли в районе Ленинграда. В том числе и те, что достались противникам СССР.
17-й батарее не повезло – её направили на полученную по итогам Советско-Финляндской войны военно-морскую базу Ханко (на финском мысе Ханко, он же Гангут). Базу с началом Великой Отечественной осадили финские войска. Она продержалась до декабря 1941 года и была эвакуирована, а железнодорожные установки (в том числе все три находившиеся там 305-мм установки ТМ-3-12) приведены в негодность и брошены. Все они достались финнам и все были восстановлены.
Ещё две установки ТМ-1-180 финны затрофеили на Карельском перешейке в конце августа 1941 года. Как они пишут «в числе прочих военных трофеев захватили в районе Ваммелйоки-Ино еще 2 железнодорожных артиллерийских транспортера со 180/57-NI пушками, паровоз и 15 вагонов». Установки оказались слишком близко к линии фронта и при отступлении были захвачены прорвавшимися финскими войсками. Одна была полностью исправной, вторую успели вывести из строя.
Таким образом, в руках финнов оказалась четверть всех построенных установок ТМ-1-180. (И все построенные ТМ-3-12).
В отличие от 305-мм установок, которые финны отремонтировали, но не успели пустить в ход, 180-мм транспортёры ТМ-1-180 после ремонта и восстановления успели повоевать против советских войск.
После поражения Финляндии в войне и заключения перемирия в сентябре 1944-го, все захваченные финнами железнодорожные установки были возвращены в СССР. Их подремонтировали и поставили в строй.
Таким образом, не смотря на захваты и попытки уничтожения, все установки ТМ-1-180 пережили войну и остались боеспособны.
Официально железнодорожные артиллерийские установки ТМ-1-180 сняли с вооружения в 1961 году.
Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?
Советский "антикитайский" бронепоезд
БЖРК «Молодец». Единственный и уникальный
#история #военная техника #военная история #cccp #музеи #артиллерия #великая отечественная война #железнодорожный транспорт #советско-финская война #бронетехника