Найти тему
Изнанка Железки

"Система скоростного трамвая (СТ)" Что это такое?

Кого трамваем удивишь в наше время? Этот вид городского рельсового транспорта, который еще в конце девятнадцатого века тесно вошел в нашу ежедневную жизнь. Сначала трамвай ходил на паровой и на конной тяге, но уже в 1881 в немецком Берлине появился трамвай с электродвигателем.

Но давайте вернемся к нашим "баранам", а точнее к "Подземному Трамваю".

Вообще, если говорить очень простыми словами, то метротрам - это такой не совсем обычный тип метрополитена. Эта сеть частично или полностью пролегает на поверхности, а также под землей как обычное метро. Так сказать, метротрам - это связующее звено между метрополитеном и трамваем.

-2

Многим известно, что систему подземных коммуникаций типа "Метро" разрешается строить городам, достигшим отметки численности населения в 1 млн человек (до этого порога метрополитен строить не разрешается). Но здесь есть один нюанс: Волгоград, имеющий население больше одного миллиона жителей, метрополитен не имеет. Вопрос: почему так? Все очень просто! Строительство метро - дорогое удовольствие, и немногие города России могут себе позволить такую роскошь.

Чтобы избежать транспортного коллапса, для города-миллионника было принято решение создать аналог метро - скоростной трамвай. За создание этой системы взялось предприятие "метроэлектротранс Волгограда", и уже в 1984 году город-герой Волгоград получил свой импровизированный "метрополитен".

-3

Система "СТ" Волгограда насчитывает в себе одну полуподземную линию из 21 одной станции и одним маршрутом (с ответвлением на станцию "Площадь Чекистов" и парк из 3 моделей трамваев серий "71-623", "ЛВС-2009", и "МТТА-2"(модификация легендарного чехословацкого трамвая модели "Tatra T-3),который, кстати говоря, является основным подвижным составом подземки, наряду с "ЛВС-2009". Трамвай модели КТМ71-623 на подземных маршрутах практически не используется.

-4
Интересный факт: В метротраме напряжение в контактной сети ниже, чем в контактном рельсе в метро. В системе "Скоростного трамвая" напряжение составляет 550 Вольт постоянного тока в трамвайной линии, против 820 Вольт в метро. В этом и заключается еще одна отличительная особенность "трамвайной подземки" от "метрополитеновской". Также в трамваях для метротрама устанавливают в кабину вагоновожатого полноценную систему АРС-АЛС (как в метро), чтобы обеспечить полную безопасность движения по линии.
-5

Но не только в Волгограде существует метротрам. На постсоветской территории тоже есть один город, в котором эксплуатируется "Скоростной Трамвай". Этот город расположен на Украине, и называется он Кривой Рог. Да, именно в Кривом Роге функционирует еще одна система этого типа. К слову, украинский метротрам был построен позже Волгоградского, а именно в в 1986 году, в то время как российский был построен в 1984 году, то есть на 2 года раньше.

Но вот в чем вопрос: Город Кривой Рог имеет население меньше 1 миллиона жителей, и поэтому, вроде бы, ему не должны дать добро на строительство метрополитена, но почему тогда в городе имеющим численность всего в 650 тысяч, есть метротрам. Давайте в этом вопросе разбираться.

-6

Кривой Рог - один из промышленных центров Днепропетровской области Украины, где есть много крупных металлургических заводов, которые нуждаются в рабочей силе для их бесперебойного функционирования. Так вот, чтобы подвозка людей к месту их работы была более быстрой, в Кривом Роге решили последовать примеру властей из Волгограда и тоже сделать в своем городе метротрам, и у них это получилось очень даже неплохо.

-7

Метро здесь состоит из нескольких типов подвижного состава, но в основном из старого. Он включает разные образцы известного уже нам трамвая "Tatra T-3" и детище Усть-Катавского вагоностроительного завода (трамвай серии КТМ 8). Оптимальное число вагонов в метротраме Кривого Рога составляет 2-3 вагона. Впрочем, это не удивительно, ведь делать шестивагонные составы из трамваев не имеет никакого смысла, потому что пассажиропоток здесь никакой

-8

Этот метротрам имеет длину 27 километров и ЦЕЛЫХ 3 Линии, против одной в Волгограде и 2 депо. Интересно, зачем делать столь "амбициозный" метротрам городу, у которого еще нет первого миллиона? - неизвестно. Видимо, раньше советское правительство тогда еще существовавшей УССР, рассчитывала на то, что Кривой Рог в скором будущем станет вторым городом - миллионником в Днепропетровской области (после Днепропетровска). Но этим планам не суждено было сбыться, и "почему-то" в промышленный город Кривой Рог никто не захотел переезжать, и это в принципе неудивительно, потому что сам город достаточно грязный с плохо развитой инфраструктурой. И средний пассажиропоток метротрама сейчас составляет всего примерно 10-15 человек, и это смешно...

-9

Но не все, к сожалению, метротрамы были воплощены в жизнь, многие так и остались только лишь на бумаге. Взять к примеру Саратовский или Запорожский метротрамы.. Из-за недостатков в финансировании проектов, они так и остались законсервированными, хотя в Запорожье уже было положено начало в 1980-х годах, но постепенно "Легкое метро" в Запорожье вновь законсервировали, хотя в некоторых источниках можно найти информацию о том, что запуск первой очереди должен будет состояться на 2025 год, а линия в дальнейшем будущем должна насчитывать в себе 14 станций, хотя никакой актуальной информации на 2021 год, к сожалению, мне найти не удалось.

Запорожское метро (Схема)
Запорожское метро (Схема)

Что касается Саратова, то там все обстоит гораздо хуже, чем с Запорожьем. На просторах интернета мне удалось найти только проект линий перспективного Саратовского метрополитена от самих жителей и фанатов подземных железных дорог. Схемы Саратовского метрополитена с большой долей вероятности не имеют ничего общего с действительностью. Правительство Саратова не подтверждает планы строительства по понятным причинам. Ведь Саратов сам по себе не считается городом-миллионником, а соединить два города Энгельс и Саратов в один - не представляется возможным, потому что в городе Энгельс расположена крупнейшая авиабаза российских стратегических бомбардировщиков "Ту-95", и поэтому город Энгельс является засекреченным и имеет статус "ЗАТО" (Закрытое Территориальное Образование), хотя местная троллейбусная система обслуживает как Саратов, так и Энгельс, поэтому, может быть, метротрам в Саратове и Энгельсе- это дело времени, и скоро они объединятся в один крупный город-миллионник. Кто знает.

Схема Скоростного трамвая "Саратов-Энгельс"
Схема Скоростного трамвая "Саратов-Энгельс"

Но гораздо более вероятно строительство "Скоростного Трамвая" в Ростове-на-Дону (единственном городе-миллионнике на российском юге). Ростов-на-Дону - город, имеющий население свыше одного миллиона человек, и поэтому этот город, в отличие от Саратова, уже может на полном серьезе претендовать на полноценный метрополитен. Но все опять же упирается в финансовую составляющую. Тема метро в Ростове была открыта еще очень давно. Первые работы по проектированию подземных линий ввелись еще в конце 1970-х - начале 1980 -х годов, но каждый раз планы отодвигались на неопределенный срок. Вновь о метрополитене в Ростовской столице заговорили уже в современной России в 2008 году, планировалось, что уже к 2025 году будет запущена первая очередь метро, но уже в 2015 работы были прекращены окончательно. В 2019 году мэр Ростова - на -Дону предложил идею вместо полноценного метрополитена построить в Ростове метротрам, но эту идею в правительстве транспорта Российской Федерации не поддержали из-за все той же дороговизны работ. Сейчас роль метро в Ростове выполняют, так называемые, "Городские Электрички", которые развозят пассажиров по кольцевым маршрутам.

-12

Будем надеяться, что в скором будущем Ростов - на - Дону все же получит добро на строительство "подземки", но когда это будет - остается для нас всех загадкой.

-13

Всем спасибо, что Вы дочитали мою статью до конца!))