На протяжении многих веков соперничества тактик «обороны» и «наступления», человечество умудрялось создавать всё новые и новые средства борьбы. От македонских фаланг до моторизованных дивизий, от средневековых замков до траншей Первой мировой.
Бронепоезда тоже отметились во многих войнах первой половины двадцатого века. Ключевую роль они сыграли в нашей Гражданской войне, чему способствовала сама специфика конфликта.
С помощью бронепоездов белые и красные осуществляли контроль за железными дорогами, поддерживали огнем пехоту, перебрасывали части на важные участки фронта. Самого сплошного фронта часто не существовало вовсе, что добавляло «веселья».
В СССР бронепоезда фактически исчезли после пятидесятых годов. Что поделать, технический прогресс неумолим: за несколько десятилетий бронепоезда из грозного оружия превратились в уязвимую для авиации мишень. Хотя импровизированные бронепоезда можно встретить в некоторых современных конфликтах (например, в бывшей Югославии или даже на Донбассе).
Но когда броневые поезда начали массово применять, в каком конфликте?
Артиллерию на железнодорожные платформы впервые начали устанавливать в ходе Гражданской войны в США (1861 — 1865 гг.). Хотя теоретически подобные мысли появились в Европе еще раньше, в 1840-е годы. Применялись «прообразы бронепоездов» и в период Франко-прусской войны (1870 — 1871 гг.).
Тем не менее, это были только «первые шаги», так как подобные «укрепленные поезда» не были бронепоездами в прямом смысле слова. Чаще такие поезда просто оснащались пушками/мортирами и использовались от случая к случаю.
А вот массовое применение разных типов именно бронепоездов произошло все-таки позднее. В период Второй Англо-бурской войны, когда британцы столкнулись с бурами. Последние оказались классными партизанами, применяли тактику налетов, засад, обстрелов. И британская армия, потерпев от южноафриканских колонистов много поражений, была реорганизована.
Англичанам пришлось создавать «передвижные блокгаузы», для более-менее нормального передвижения. Ведь юг Африки стал ареной маневренной борьбы.
«Новый вид боевой техники получил название «блиндированные поезда». В период Англо-бурской войны британскими войсками широко применялись три типа блиндированных поездов...» (с) И. Г. Дроговоз. Англо-бурская война.
Хотя де-факто разновидностей бронепоездов было еще больше, импровизация давала о себе знать.
Товарные вагоны бронировали железными листами, на них устанавливали артиллерию и пулеметы. Причем эти бронепоезда применялись чаще именно для банальной транспортировки солдат, снаряжения, провизии.
Что не всегда спасало. Уинстон Черчилль в своих мемуарах описывал собственное пленение: буры устраивали нападения на бронепоезда, используя не только оружие, но и природные препятствия (валуны и т.п.).
Для командного состава, который стремились выбить буры, создавались особенные вагоны с усиленным бронированием. Укреплялись и паровозы.
Надо сказать, что англичане имели некоторую теоретическую подготовку к созданию подобных «инноваций». Все-таки опыт колониальных войн у них был богатый.
Для борьбы с бурами британцы создали даже безрельсовые бронепоезда, для обычных дорог.
Так что будущие танки, бронеавтомобили и бронепоезда стали дальнейшим развитием опыта Англо-бурской войны.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.