Найти тему
Тёмный историк

Когда появились первые бронепоезда?

На протяжении многих веков соперничества тактик «обороны» и «наступления», человечество умудрялось создавать всё новые и новые средства борьбы. От македонских фаланг до моторизованных дивизий, от средневековых замков до траншей Первой мировой.

Бронепоезда тоже отметились во многих войнах первой половины двадцатого века. Ключевую роль они сыграли в нашей Гражданской войне, чему способствовала сама специфика конфликта.

А это уже 1943 год.
А это уже 1943 год.

С помощью бронепоездов белые и красные осуществляли контроль за железными дорогами, поддерживали огнем пехоту, перебрасывали части на важные участки фронта. Самого сплошного фронта часто не существовало вовсе, что добавляло «веселья».

В СССР бронепоезда фактически исчезли после пятидесятых годов. Что поделать, технический прогресс неумолим: за несколько десятилетий бронепоезда из грозного оружия превратились в уязвимую для авиации мишень. Хотя импровизированные бронепоезда можно встретить в некоторых современных конфликтах (например, в бывшей Югославии или даже на Донбассе).

Сербские умельцы в период Югославских войн.
Сербские умельцы в период Югославских войн.

Но когда броневые поезда начали массово применять, в каком конфликте?

Артиллерию на железнодорожные платформы впервые начали устанавливать в ходе Гражданской войны в США (1861 — 1865 гг.). Хотя теоретически подобные мысли появились в Европе еще раньше, в 1840-е годы. Применялись «прообразы бронепоездов» и в период Франко-прусской войны (1870 — 1871 гг.).

Тем не менее, это были только «первые шаги», так как подобные «укрепленные поезда» не были бронепоездами в прямом смысле слова. Чаще такие поезда просто оснащались пушками/мортирами и использовались от случая к случаю.

Англичанам же пришлось наладить «массовое производство» бронепоездов.
Англичанам же пришлось наладить «массовое производство» бронепоездов.

А вот массовое применение разных типов именно бронепоездов произошло все-таки позднее. В период Второй Англо-бурской войны, когда британцы столкнулись с бурами. Последние оказались классными партизанами, применяли тактику налетов, засад, обстрелов. И британская армия, потерпев от южноафриканских колонистов много поражений, была реорганизована.

Британцы подходили к делу творчески.
Британцы подходили к делу творчески.

Англичанам пришлось создавать «передвижные блокгаузы», для более-менее нормального передвижения. Ведь юг Африки стал ареной маневренной борьбы.

«Новый вид боевой техники получил название «блиндированные поезда». В период Англо-бурской войны британскими войсками широко применялись три типа блиндированных поездов...» (с) И. Г. Дроговоз. Англо-бурская война.

На деле фантазия «британского стимпанка» была безграничной.
На деле фантазия «британского стимпанка» была безграничной.

Хотя де-факто разновидностей бронепоездов было еще больше, импровизация давала о себе знать.

Товарные вагоны бронировали железными листами, на них устанавливали артиллерию и пулеметы. Причем эти бронепоезда применялись чаще именно для банальной транспортировки солдат, снаряжения, провизии.

Локомотив бронепоезда «Лохматая Мэри». Южная Африка, 1902 год.
Локомотив бронепоезда «Лохматая Мэри». Южная Африка, 1902 год.

Что не всегда спасало. Уинстон Черчилль в своих мемуарах описывал собственное пленение: буры устраивали нападения на бронепоезда, используя не только оружие, но и природные препятствия (валуны и т.п.).

Для командного состава, который стремились выбить буры, создавались особенные вагоны с усиленным бронированием. Укреплялись и паровозы.

А это «безрельсовый поезд». Часто такие изобретения считают предтечей танков и бронемашин.
А это «безрельсовый поезд». Часто такие изобретения считают предтечей танков и бронемашин.

Надо сказать, что англичане имели некоторую теоретическую подготовку к созданию подобных «инноваций». Все-таки опыт колониальных войн у них был богатый.

Для борьбы с бурами британцы создали даже безрельсовые бронепоезда, для обычных дорог.

Так что будущие танки, бронеавтомобили и бронепоезда стали дальнейшим развитием опыта Англо-бурской войны.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.