Найти тему
Яндекс Учебник

Помогают ли интернет-учебники троечникам и хорошистам повысить успеваемость?

Оглавление

Недавно в Москве состоялся очередной международный салон образования, на котором обсуждали, в том числе, новые интерактивные онлайн-технологии, которые могут помочь учителю уделить ребенку больше внимания, а ученику получить электронного репетитора и легко понять трудные места

Что могут, по мнению экспертов, дать современные цифровые технологии?

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Быстрая обратная связь, если ему что-то непонятно или он ошибся.
  3. Возможность более детально и подробно проработать с каждым сложную тему.
  4. Помочь любому учителю обеспечить качество образования при высокой загруженности и большом количестве учеников в классе.

Сегодня школа требует от учеников усваивать большой объем знаний за короткое время.

При этом программа выстроена так, что даже одна недопонятая тема в начале обучения приводит к непониманию многих последующих. Это демотивирует отстающего ученика получать новые знания — уже слишком сложно и нет времени наверстывать упущенное.

Чтобы ему помочь, учителю нужно как можно раньше заметить возникший у него пробел в знаниях и объяснить, проработать сложные моменты. Но для этого к каждому нужно успевать находить индивидуальный подход, постоянно проверять, как ученик усвоил материал. Учитывая и без того высокую загруженность, сделать это без современных технологий уже невозможно.

Проблема учеников — накапливающаяся неуспешность

Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ:

Мы видим, как нарастает образовательная неуспешность, когда ребенок не знает, как ему решать задачи. Он пытается списать, сымитировать, он не уверен в себе. Эта неуспешность, проявлявшаяся как отдельные случаи в 1—2 классах, уже в 3—4 захватывает солидную группу. Затем дети переходят в основную школу, где им гораздо сложнее: они, как на фабрике, перемещаются из цеха в цех, от географички к математичке и так далее. Накопленная неуспешность по русскому языку, математике или окружающему миру делает их неуспешными в других, более сложных предметах: химии, физике.

Это реальная болезнь классно-урочной системы, которая столетиями господствовала во всех странах и продолжает господствовать у нас сейчас.

Учитель вынужденно работает с ядром класса — теми, кто его понимает его и осваивают материал в темпе, заданном учебником. Около 30% не успевают. Около 10% очень быстро соображают, им скучно в классе, они задумываются о чем-то своем и в итоге тоже не осваивают материал. То есть учитель обучает около 60% своих учеников. Это не его недобросовестность, а особенность системы, которая существует в школе.

Сейчас, когда учитель сталкивается с неуспешностью ребенка, он вызывает родителя и говорит, на что обратить внимание. Если у родителя есть деньги, он берет репетитора. Но здесь возникает колоссальное социальное неравенство, потому что две трети российских семей не имеют денег на репетитора, а где-то в деревне он просто недоступен.

Интерактивные задачники — вместо репетитора?

Ярослав Кузьминов:

Что может сделать образовательная система? Построить интерактивные задачники с нарастающим применением искусственного интеллекта. То есть машина будет учиться на ученике, который выполняет для нее задания: выдавать ему задания, адаптируя под ученика, пока он не поймет. Это очень трудозатратная вещь, но это то, что делает очень хороший репетитор.

Цифровой помощник не может заместить учителя, он просто делает то, на что у него не хватает времени: индивидуально занимается с каждым ребенком, выдавая задания, оценивая их выполнение и не отставая от ребенка, пока он не решил все правильно.

Простой пример: дети делятся на две большие группы — с логическим мышлением, которые понимают математику через алгебру, и с образным мышлением, которые понимают математику скорее через геометрию. Для них должны быть применены задачи в рамках их строя мышления. Это, вроде бы, просто сделать, но у нас ни один учебник не адаптирован для этих двух ключевых типов освоения материала. Мы должны учить детей, примеряясь к их индивидуальным особенностям.

Как помочь ученику полюбить решать задачи?

Илья Залесский, руководитель образовательных сервисов «Яндекса»:

На обычных уроках часто ребенок неделю не знает, правильно или неправильно выполнил задание. Если он думал, что все хорошо, а у него миллион ошибок, это тяжело принять спустя неделю. Интерактивные же платформы могут сразу сказать, прав он или нет, и дать еще одну попытку. Мы считаем, что надо давать несколько попыток — это важный механизм, позволяющий дать понять ребенку, что да, он ошибся, но это нормально и просто надо попробовать еще раз. После нескольких ошибок мы стараемся дать ему подсказку, показать, на что обратить внимание.

Несколько лет назад мы делали исследование вместе с командой Института образования ВШЭ, чтобы понять, чему мы можем помочь и как не навредить, внедряя Яндекс.Учебник в школу.

Мы увидели, что значимые результаты от использования Яндекс.Учебника возникают у детей, которых принято называть «троечниками». Во многом это происходит потому, что он быстро понимает, где ошибся, и получает еще один шанс. Он начинает больше любить сам предмет и своего учителя.

Если ребенок уже попал в 10—15% самых неуспевающих, ему не поможет Яндекс.Учебник — по-видимому, ему должен помогать репетитор или другие индивидуальные механизмы. Детям-олимпиадникам мы тоже не очень полезны: они быстро решают любые задачи, и непонятно, надо ли им в чем-то помогать.

Для остальных детей, которых, по разным данным, до 80% от всего класса, Яндекс.Учебник будет полезен и эффективен, чтобы закрепить уже пройденные темы и разобраться в новых.

Ярослав Кузьминов:

Такой интерактивный задачник — не только задачник, он имеет встроенный механизм моментального оценивания. Эта система предлагает диалог в момент эмоционального включения школьника в решение задачи, это многократно повышает эффективность по сравнению со стандартной оценкой, которую ты получишь через два дня или через неделю: «Почему «двойка» или «тройка»? Наверное, меня не любят». Он не может понять, что это оценка не его, а всего лишь того, как он решил конкретное задание.

Илья Залесский:

Мы спрашивали у детей, как они относятся к предмету и учителю: давали шкалу, где они могли обозначить отношение. Мы увидели: чем разнообразнее, чем больше разных цифровых и бумажных форматов, тем они выше оценивают учителя.

Еще лет 10 назад у многих людей не было идеи, что ребенку должно нравиться в школе. А сегодня для многих это один из главных критериев в выборе школы.

Ребенку не нравится, когда он неуспешен. Если родители смогут понять, что индивидуальная работа больше нравится ребенку, от нее он получает ощущение успеха, то они тоже будут больше доверять новым возможностям. В этом вопросе я настроен позитивно, поскольку вижу, как меняется отношение к ребенку как субъекту образовательного процесса.

Еще больше статей про школу и новых курсов и вебинаров для учителей, как всегда, можно найти по ссылке на нашем сайте.