Найти в Дзене
ПроСмотр

Какой фильм лучше: сравниваем "12 стульев" Захарова и Гайдая

Оглавление

В конце 60-х годов прошлого века совершенно внезапно советские кинематографисты воспылали желанием снять кино по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». В результате в 1971 году Леонид Гайдай снял двухсерийник, а через пять лет четыре серии этой истории показал Марк Захаров.

Конечно, "совершенно внезапно" это только для неискушённого зрителя - до середины 60-х про этот роман в официальных кругах было даже нельзя упоминать. Его переиздания были запрещены более 30 лет, а уж про кино по мотивам даже речи не шло. Но "хрущёвская оттепель" сняла толстый слой политизированной цензуры с книги и процесс пошёл. Сначала в 1956 году вышло первое переиздание, а к началу 70-х созрели и кинодеятели.

В результате мы увидели в краткий промежуток сразу две отличных экранизации романа. Что Гайдай, что Захаров к истории Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова подошли по-авторски. Чем же различаются фильмы и чем они похожи? Можно ли выделить, какой из них лучше в вопросе передачи духа книги? Об этом расскажет писатель и кинокритик Лев Вишня, автор романа "Грэй", чтение которого можно начать, перейдя по синей ссылке.

12 стульев - два фильма, две истории

Я смотрел обе экранизации и гайдаевскую и захаровскую. И обе они хороши, каждая по своему.

Первая – искрометная, яркая налетающая на зрителя непрерывным потоком шуток и виртуозной обработки текста. Вторая – весьма эстетическая, собранная и очень музыкальная! Мне лично обе нравятся, но пересматриваю чаще именно вторую, Марка Захарова, что впервые видел именно в детстве и запомнил на всю жизнь.

В захаровской экранизации упор делается не на само действие на экране. Здесь больше важен не язык романа Ильфа и Петрова, сам фильм это скорее театральная постановка или совмещением кино и театра. Упор идёт на гениальную актерскую игру тандема Миронов-Папанов (Остап Бендер и Киса Воробьянинов), а также на эффектные зрелищные ходы режиссера Марка Захарова. Гайдаевский фильм также по-своему великолепен, но почему мне нравится именно вариант от Захарова.

Главное в этом фильме, конечно, эстетика, то, как подается материал.

Кадр из фильма "12 стульев" Марка Захарова
Кадр из фильма "12 стульев" Марка Захарова

Сюжет раскрывается эффектными яркими выходами театрального плана (сцена танца Бендера в первой серии, сцены безумства Кисы в последующих сериях, сцена собирания денег на квартире и т. д.) Причём, надо отметить, что в гайдаевском варианте многие сцены даны эффектней в плане самого действия и юмора, но тут они даны именно более ярко и объёмно.

Идеальная бесшовная игра Андрея Миронова, который наверное дал лучший вариант Остапа Бендера на экране и глубокая игра Анатолия Папанова, особенно в третьей и четвёртой частях. Фильм стоит смотреть только ради этих актеров.

Миронова я после этого фильма вообще полюбил и до сих пор он у меня в подсознании сидит как лучший советский актер. Полюбил, что называется без памяти. Ну наверное тут мог сыграть мой возраст в котором посмотрел и затем пересматривал несколько раз этот фильм – 10-14 лет. Причем каждый раз становился для меня праздником – сидел не отрываясь.

В остальном фильм Захарова такой же яркий, мощный, завораживающий. Декорации и музыка – отличные. Музыка и танцы в исполнении Миронова очень гротескные. И хотя по отдельным сценам эта экранизация серьезно проигрывает «гайдаевской», она всё равно оставляет очень мощное впечатление и всегда исключительно хорошее настроение.

Ну, кроме финала... Бендера очень жаль. Кстати, в этой сцене Марк Захаров превзошел сам себя – она просто изумительная и намного эмоциональнее финала фильма Леонида Гайдая.

Хотя... Если углубиться и действительно сравнить по всем ключевым сценам эмоциональность обеих экранизаций, то можно увидеть интересную картину:

  1. Сцена появления Бендера. Здесь правит зрителем Леонид Гайдай. Арчил Гомиашвили просто эталон благородного мошенника.
  2. Сцена контакта с «Голубым воришкой» также за Гайдаем.
  3. А вот сцена с вдовой показала, как Андрей Миронов может играть драму. Мощно, с огоньком и глубиной. Здесь победа за Захаровым.
  4. Так же как и сцена с «Союзом меча и орала» - коллективная игра всех актёров, подобранные режиссёров фоны и освещение. Гайдай это умел делать, да.
  5. Ещё Гайдай всегда отличался умением показать абсурдность конкретных сцен, как это получилось с безумством Кисы в кафе.
  6. Сразу два балла забирает опять же Леонид Гайдай за сцены с покупкой стульев на аукционе и с пятью стульями в Москве.
  7. А вот лидерство в сценах со вдовой в редакции и с картиной на корабле я бы отдал блестящей актёрской подаче в фильме Захарова, так и ещё 3 балла за шахматное сражение, покупку дьяконом 12 фальшивых стульев (это вообще нечто фееричное) и за ряд сцен в горах. Итого +5 баллов.
  8. А вот сцену в Пятигорске сделал Гайдай.
  9. Финальная сцена, как уже было сказано, безоговорочно отдана фильму Захарова.

В итоге, как ни странно, но вполне ожидаемо, получилось ровно "7-на-7". Половину фильма можно смотреть по Гайдаю, а половину по Марку Захарову. А лучше смотреть их оба и наслаждаться.

В общем, даже при точном математическом анализе нельзя разделить и выделить, какой из этих фильмов лучше. А в эмоциональной части у каждого зрителя своё мнение.

А какой из фильмов "12 стульев" вы считаете лучшим? Произведение Гайдая или Захарова? И какой эпизод считаете самым ярким? Ставьте лайк, пишите в комментариях.