Если вы открыли мой канал впервые, предлагаю сначала прочитать первую часть биографии и библиографии писательницы Викторианского периода Элизабет Гаскелл.
«Крэнфорд», 1851-1853
«Крэнфорд», изначально задумавшийся не как роман, появлялся в виде отдельных эпизодов в журнале Диккенса Household Words с 13 декабря 1851 года по 21 мая 1853 года.
Эпизодическая история о двух сестрах, Деборе и Мэтти Дженкинс, и их благородном круге подруг всегда ценилась за юмор, в то время как ее остроумный эксперимент с повествованием от первого лица и продуманной структурой завоевал большое признание, а ее глубокий анализ общества и жизни женщин недавно был заново оценен феминистскими критиками.
В течение следующих нескольких лет в Household Words был опубликован ряд живописных очерков и рассказов, включая «Traits and Stories of the Huguenots», «Morton Hall», «My French Master» и «The Squire's Story» (1853); «Modern Greek songs» и «Company Manners» (1854); «An Accursed Race» и «Half a Lifetime Ago» (1855); 'The Poor Clare' (1856), «My Lady Ludlow», «The Sin of a Father» и «The Manchester Marriage» (1858).
«Руфь», 1853
Когда появились первые эпизоды "Крэнфорда", Гаскелл уже планировала свой следующий роман, «Руфь». В апреле 1852 года она передала набросок Шарлотте Бронте, а сама книга появилась в январе 1853 года. Интересно, что после прочтения наброска Бронте немного отложила «Виллетт» в тщетной надежде избежать сравнений.
Вызвавшая еще больший шум, чем «Мэри Бартон», «Руфь» рассказывает историю пятнадцатилетней швеи, опороченной и вынужденной нести последствия под осуждающими взглядами общества. Смелая атака на современное лицемерие, роман подвергся нападкам не только из-за сексуальной темы, но и из-за "лжи" священника Бенсона. один экземпляр был даже сожжен членами прихода самого Уильяма Гаскелла.
«Север и Юг», 1854-1855
После шума, разразившегося вокруг публикации «Мэри Бартон», друзья предложили Элизабет ответить на критику в адрес рабочих, написав более сочувственный портрет господ. Сначала она сопротивлялась, говоря, что «какая бы сила ни была» в ее романе, «она была вызвана сильными чувствами к стороне, которую принимала». Однако к 1854 году промышленные неурядицы ослабли, и эксперименты по заботе о рабочей силе, подобные тем, что проводили ее друзья-фабриканты Сэмюэль Грег и Салис Швабе, заставили ее снова задуматься.
Роман «Север и Юг» впервые вышел в виде еженедельной серии в том же журнале журнале Household Words со 2 сентября 1854 года по 27 января 1855 года. Это был способ публикации, с которым Гаскелл было трудно справиться: ее отказ принять редактуру Диккенса и неправильный расчет объема произведения, а также ее собственные постоянные опоздания с доставкой экземпляров сделали их отношения крайне напряженными. Она считала резкое окончание серийной версии "изуродованным" и расширила ее для публикации в 1855 году.
Новый роман Гаскелл был нацелен на примирение. Умело используя условности романа, затруднённого предубеждениями и недоразумениями (промышленная «Гордость и предубеждение»), Гаскелл блестяще передала напряженность своего общества и свое собственное глубокое убеждение, высказанное ее героиней, что «Бог создал нас такими, мы должны быть взаимозависимыми». Используя сеть взаимосвязанных контрастов - между мужчинами и женщинами, деревней и городом, роялистами и круглоголовыми, евангелистами, англиканцами и вольнодумцами - этот мощный и изобретательный роман одновременно является сдержанно оптимистичным «романом протеста», яростным сомнением в авторитете и интимным исследованием роста молодой женщины к самопознанию.
О дружеских отношениях с Шарлоттой Бронте
После публикаций в Household Words Гаскелл начала воспринимать себя как профессионального писателя и с удовольствием приняла дружбу с Шарлоттой Бронте, с которой она познакомилась в августе 1850 года в летнем доме Кей-Шаттлвортов, Брайерли Клоуз, на озере Уиндермир. Жадное любопытство Гаскелл к личности Каррера Белла и увлеченное повествование самой Шарлотты, перемешанного со сплетнями, уже заложили основу для ее последующей биографии. Бронте нанесла ответный визит в июне следующего года, возвращаясь с Большой выставки, и полюбила детей Гаскелл и Элизабет, которую она описала как «женщину, от общения и компании которой я не скоро устану. Она кажется мне доброй, умной, оживленной и неравнодушной».
Желание открытого высказывания своих идей женщинами - то, что так сблизило этих двух писательниц.
Их дружба была близкой, несмотря на редкие встречи. В апреле 1853 года Бронте снова остановилась в Манчестере, а в сентябре, после длительного летнего путешествия в Париж и Нормандию, Гаскелл на несколько дней приехала в Хаворт. Через год Шарлотта Бронте нанесла Элизабет последний визит, незадолго до своего замужества. Писательницы более не встречались после этого, возможно потому, что строгое англиканство Николза, супруга Шарлотты, делало унитарианского друга нежелательным в кругу их семьи...
В 1855 г., вернувшись с отдыха в Париже, Элизабет Гаскелл получила весть о смерти её подруги 31 марта. В июне Патрик Бронте, отец Шарлотты, попросил Элизабет написать биографию его дочери. Последующие два года Гаскелл провела в поиске и перечитывании писем, сборе мельчайших подробностей жизни её подруги. Дочери помогали ей с переписью текстов, а муж - со стилем. В мае 1856 Элизабет уехала в Брюссель, где встретилась с Константином Хегером (прототип Поля Эммануэля в «Вилетт») для изучения задушевных писем Шарлотты ему. Однако Гаскелл умолчала об истинных отношениях с Хегером, желая защитить Бронте от обвинений в "непристойности", звучавших при ее жизни. Чтобы как-то смягчить и объяснить отчаяние Шарлотты в 1845 году, она подчеркнула моральный распад Бронуэлла Бронте отчужденность сестер.
Чтобы избежать назревающего публичного резонанса от публикации «Жизни Шарлотты Бронте» в марте 1857, в феврале Гаскелл с двумя старшими дочерьми отправилась на континент на 3 месяца.
В ее отсутствие Уильяму Гаскеллу пришлось разбираться с многочисленными жалобами на искажение информации, в чем ему помогали ее издатель и адвокат Гаскеллов . Когда от леди Скотт (которую Гаскелл, как Лидию Робинсон, обвинила в позоре Бронуэлла Бронте) поступили угрозы судебных исков о клевете, нераспроданные экземпляры биографии были изъяты, а в газете Times было помещено официальное письмо с извинениями. Яростная критика и судебные угрозы исходили от сторонников У. Каруса Уилсона, основателя Коуэн Бридж, школы, которую обвиняют в смерти старших сестер Бронте. Индивидуальные жалобы поступали от многих людей, включая и самого Патрика Бронте. Все они были рассмотрены в третьем издании. Столкнувшись с такой критикой, Гаскелл укрылась в оправдании, использованном в «Мэри Бартон» и «Руфь»:
«Я старалась говорить правду, и теперь я считаю, что попала так близко к истине, как никто другой. И я взвешивала каждую строчку со всей своей силой и сердцем».
Жизнь Шарлотты Бронте, подвергшаяся цензуре и изменениям, стала вехой в биографии, создав новую, женственную форму, которая связала эмоциональную и домашнюю жизнь и страдания с творчеством.
Короткие художественные произведения и «Любовники Сильвии»
Следующие несколько лет стали пиком достижений Гаскелл как автора рассказов. В 1858 году в журнале Harper's Magazine появился рассказ «The Doom of the Griffith»; в марте 1859 года в сборнике Round the Sofa была собрана «My Lady Ludlow» и несколько коротких произведений, а в октябре в новом журнале Диккенса All the Year Round появился один из ее величайших рассказов «Lois the Witch». В этом журнале были опубликованы и другие готические рассказы: «The Crooked Branch» (1859), «The Grey Woman» (1861), «A Dark Night's Work» и «Crowley Castle» (1863). Раздраженная обращением Диккенса с женой после их разрыва и его декларацией по этому поводу, опубликованной в Household Words, в 1860 году Гаскелл искала новые возможности для представления своих художественных произведений. В том же году она опубликовала «Curious but True» в конкурирующем журнале Cornhill Magazine, который редактировал Теккерей и издавал Джордж Смит.
Рассказы были хорошим источником прибыли. Хотя Гаскелл утверждала, что ее муж быстро застегнул ее первый чек из Household Words в своем кармане ( это действие впоследствии снискало ему незаслуженную репутацию сурового патриархального репрессанта), большая часть ее доходов, похоже, находилась под ее непосредственным контролем, направляясь через семейного поверенного. Она никогда не зарабатывала так много, как ее великие современники. Многие из ее коротких произведений были написаны на скорую руку, чтобы оплатить отпуск. Временами казалось, что она страстно желает быть где угодно, только не в Манчестере. Она посещала родственников в Шотландии, Лондоне, Глостершире и друзей на юге Англии... В 1857 году она совершила свою первую поездку в Оксфорд. Она также побывала в Германии и Париже с Метой и Флоренс в 1859 году, и вновь посетила Францию в 1860 и 1862 годах, когда она объехала Нормандию и Бретань, планируя написать мемуары о мадам де Севинье. Ее интерес можно увидеть в восхитительных статьях о французской жизни, опубликованных в Fraser's Magazine в 1864 году. В 1863 году она гостила у Моулов, а затем отправилась в Рим с тремя своими дочерьми и вернулась на свадьбу младшей дочери, Флоренс, с Чарльзом Кромптоном.
Однако Гаскелл не полностью оторвалась от Манчестера, и она, безусловно, вела там активную жизнь в 1862 году, когда в результате краха в торговле хлопком, вызванного Гражданской войной в США, возникло всеобщее бедствие. В условиях кризиса она организовала швейные мастерские, чтобы обеспечить неполную занятость для женщин, обратилась за помощью к Флоренс Найтингейл, чтобы узнать, могут ли бывшие работницы фабрик получить профессию медсестры, и обратилась за поддержкой к местным благотворителям. Измученные работой, и Гаскелл, и ее дочь Мета упали духом и остались у Броуди в Уортинге, чтобы восстановить силы...
Тем не менее, Гаскелл продолжала писать. После посещения Уитби в 1859 году она работала над исторической повестью, действие которой разворачивалось в этом небольшом китобойном порту в 1790-х годах.
Роман «Любовники Сильвии», который, по ее мнению, был самым печальным из всех, что она когда-либо писала, был опубликован в феврале 1863 года.
«Любовники Сильвии» относится к эпохе, предшествовавшей индустриализации и появлению железных дорог. Давление этих перемен, ощущаемое во всех произведениях Гаскелл, преследует и «Кузину Филлис», тургеневскую пасторальную историю о молодой любви и отцовском непонимании. В этой истории также присутствует элемент личной ностальгии, поскольку место действия, Хитбридж, основано на воспоминаниях о Сэндлбридже, ферме, принадлежавшей деду Гаскелл, Сэмюэлю Холланду.
«Кузина Филлис» была опубликована Джорджем Смитом в четырех сериях в газете Cornhill Magazine с ноября 1863 по февраль 1864 года. Резкое окончание рассказа, вынужденное сроком, создает немного ложное, хотя и трогательное, ощущение неопределенности, поскольку Гаскелл, похоже, планировала, что ее героиня найдет облегчение личной боли в социальной работе.
Позднее творчество
К середине 1863 года Гаскелл планировала свой следующий роман, «Жены и дочери». Здесь она с триумфом обратилась ко времени своей собственной юности, к концу 1820-х годов.
Этот блестящий и трогательный роман сочетает в себе комедию нравов с параллельными историями подросткового роста и самопознания Молли Гибсон и Синтии Киркпатрик. С помощью юмора и наводящих на размышления изображений науки, медицины и исследований Гаскелл исследует личные, социальные и политические ценности, сформировавшие ее собственное поколение: в некотором смысле роман представляет собой исследование эволюции общества, а некоторые аспекты героя Роджера Хэмли были напрямую заимствованы у родственника Гаскелл Чарльза Дарвина.
Роман «Жены и дочери» начал выходить в Cornhill в августе 1864 года и сразу же завоевал успех.
Тем же летом, беспокоясь о здоровье своей дочери Меты, она взяла ее с собой в Альпы, а в марте 1865 года они посетили Париж. Сроки все еще оставались проблемой: «Я так сильно отстала от жизни», - причитала она, но каким-то образом ей удалось отправить текст эпизод за эпизодом благосклонному Джорджу Смиту. Смит также помог ей в ее решимости купить дом на юге Англии.
В июне 1865 года, не осмотрев дом, Гаскелл купила The Lawn, Holybourne, недалеко от Алтона в Хэмпшире: она заняла деньги у Джорджа Смита, и покупка держалась в секрете от Уильяма Гаскелла, несмотря на выдумку, что дом предназначался для него "на пенсию". К середине августа она была больна от напряжения. Она торопливо дописывала последние главы романа «Жены и дочери», а также посылала «Columns of gossip from Paris» в Pall Mall Gazette, а также пять частей «A Parson's Holiday», юмористических вымышленных писем о раскольническом священнике, пытающемся сбежать от своих прихожан. В сентябре и октябре, измотанная, она сама взяла отпуск в Дьеппе.
По возвращении Гаскелл наконец-то увидела свой новый дом. Через десять дней, 12 ноября 1865 года, за чаем в кругу семьи, она внезапно упала от обширного сердечного приступа и почти мгновенно умерла. Она была похоронена 17 ноября на кладбище часовни на Брук-стрит в Натсфорде, где в 1884 году рядом с ней был похоронен Уильям Гаскелл.
Роман «Жены и дочери» остался незаконченным. Последний эпизод появился в январе 1866 года с примечанием редактора газеты Cornhill Фредерика Гринвуда, завершающим повествование. В конце того же года роман был опубликован в двух томах.
Экранизации произведений
- The Sins of the Father 1923
- Heartstrings 1923
- Followers 1939
- Крэнфорд 1951, 2007
- Мэри Бартон 1964
- Жены и дочери 1971, 1999
- Cousin Phillis 1982
- Север и Юг 1975, 2004
Статья переведена и составлена на основе статьи из Оксфордского Национального биографического словаря, а также отдельных фрагментов с официального сайта Литературного дома Элизабет Гаскелл.
Благодарю за то, что прочитали до конца и поставили лайк ❤️
Если вам интересна тема викторианского литературы и её экранизаций, подписывайтесь на мой Instagram, чтобы не пропустить новые подборки.