Модернизация такого огромного предприятия, как нефтеперерабатывающий завод, это всегда очень дорого и долго. Но сегодня заниматься ей необходимо, если российская переработка хочет сохранить конкурентоспособность на мировом рынке. Рассказываем, что уже сделано и какие конкретно преимущества дают инвестиции в обновление оборудования на НПЗ.
Масштабная модернизация на российских нефтеперерабатывающих заводах идет уже без малого десять лет. Ее цель - повысить качество выпускаемых нефтепродуктов и увеличить глубину переработки нефти. С первой задачей в целом уже справились - российские заводы практически полностью отказались от выпуска топлив классом ниже "Евро 4". А вот на решении второй - углублении переработки, что означает появление на заводах новых технологических процессов, - многие компании притормозили.
Пожалуй, самой радикальной мерой стимулирования модернизации стал налоговый маневр, который потенциально выводит из игры неэффективные производства с низкими показателями глубины переработки и выхода светлых (бензина, дизельного топлива, авиационного керосина). То есть выпускать мазут сегодня уже невыгодно.
«Сделано за эти десять лет было достаточно много, - считает руководитель направления «Нефть и нефтепродукты» агентства Argus Сергей Агибалов. — На заводах внедрили целый комплекс установок вторичных процессов нефтепереработки, ориентированных на выпуск бензина, - каткрекинга, гидрокрекинга, целый пул установок замедленного коксования, позволяющих избавиться от тяжелых остатков. Общая мощность таких установок выросла на 70% - примерно до 61 млн тонн в год». Главное, чего удалось добиться за счет реализации программы модернизации, - почти двукратное сокращение объема выпуска мазута. По статистике ЦДУ ТЭК если при старте программы модернизации российские НПЗ производили почти 80 млн тонн темных нефтепродуктов, то к настоящему моменту этот показатель находится у отметки 40 млн тонн.
Впрочем, эксперты говорят о том, что праздновать успех еще рано. Среднеотраслевая доля мазута (вместе с вакуумным газойлем) в продуктовой корзине российских НПЗ по-прежнему остается достаточно высокой – порядка 28%, а доля углубляющих мощностей в структуре процессов заводов выросла лишь на 8% - с 13% до 21%. Во многом это объясняется тем, что процесс модернизации пока не доведен до конца. Выдержать сроки реализации повышения глубины переработки не удалось практически никому из ВИНКов. В результате из запланированного количества в эксплуатацию введено менее половины установок, влияющих на глубину. Завершение части проектов перенесено на несколько лет, реализация части так и не началась. «Как результат интегральная метрика, которая показывает сложность заводов – индекс Нельсона – выросла всего на единицу – с 5 до 6, - отмечает господин Агибалов. - А Нельсон – это не про крутость НПЗ, а про технологическую гибкость и возможность адаптироваться к изменению конъюнктуры рынка».
Что дает модернизация самим заводам?
Выгода потребителей от модернизации НПЗ довольно очевидна - это более качественные нефтепродукты и более экологичные производства. Здесь достаточно вспомнить пример Московского НПЗ (МНПЗ). Благодаря его обновлению за последние годы экологическая обстановка вблизи завода в Капотне, да и во всей Москве, значительно улучшилась.
А что в итоге получают сами заводы? В первую очередь - технологическую гибкость. Насколько она важна отлично продемонстрировал кризис 2020 года, вызванный пандемией коронавируса. Яркий пример - пике, в которое с закрытием границ вошел рынок авиаперевозок и которое разрушило прогнозы и планы НПЗ, делавших ставку на производство авиакеросина. Например, тот же МНПЗ "Газпром нефти" снабжает топливом очень крупного потребителя - московский авиаузел. Компания пока тоже не завершила модернизацию на заводе, однако сделано уже очень много и это позволило без потерь выйти из сложной ситуации.
«У нас в годовом плане значился большой объем производства авиакеросина, обвал спроса на который, естественно, стал шоком. По сути дела, требовалась перекрутка всего баланса, перестройка всей логистики, - рассказал представитель «Газпром нефти». - Тем не менее, за счет технологической гибкости мы оперативно и успешно справились с этой задачей. Часть керосиновых фракций ушла в дизель, часть - в бензин, и с учетом всех ограничений материальный баланс на выходе распределился оптимально».
Помогли и новые подходы к управлению производством, основанные на использовании цифровых технологий. Раньше планирование выпуска тех или иных нефтепродуктов разбивалось на годовые, квартальные, месячные отрезки, отклонения внутри которых были минимальными. Сейчас, в рамках цифрового управления производством, все свелось к очень коротким циклам. Оптимальный баланс рассчитывается с помощью математических моделей, учитывающих рыночные цены и котировки с одной стороны, и технологические возможности и ограничения производства с другой. Как только одна из вводных меняется, запускается перерасчет материального баланса и идет корректировка технологических процессов»
Полная реализация программы модернизации выведет заводы «Газпром нефти» на 80% выхода светлых нефтепродуктов и на 95% глубины переработки, что дает возможность практически полностью отказаться от производства мазута. Это показатели мирового уровня, актуальные сегодня. Впрочем, в свете грядущей декарбонизации, у заводов появляется и новая задача - диверсификация бизнеса. Об этом поговорим в следующий раз.
Интересна тема? Поделитесь своим мнением в комментах!
Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».