В связи с 90-летием Юлиана Семенова опять стали много говорить о его самом знаменитом произведении – “Семнадцать мгновений весны” – и о телевизионном сериале по этому сюжету с главным героем советским разведчиком Штирлицем.
В работе над этим произведением Семенову, возможно, помогло его знакомство с миром спецслужб. Известный журналист Евгений Додолев, который долгое время работал вместе с Семеновым, упоминал разговоры, что писатель сотрудничал со спецслужбами – и по словам Додолева, он готов это допустить.
Додолев вспоминал, что Семенов абсолютно спокойно относился к этим слухам, в шутку называл себя генералом госбезопасности и не скрывал, что общался с главой КГБ Юрием Андроповым а затем и с Владимиром Крючковым.
Что касается сериала “Семнадцать мгновений весны”, то Додолев упоминает такие оценки этого фильма: это сказка. А Штирлиц – это сказочный персонаж.
Говорят, Семенов в начале своей литературной деятельности занимался сказками Камбоджи – он по образованию был специалистом по странам Азии, окончил Московский институт востоковедения.
Так вот в камбоджийских сказках есть такой герой – принц Ворвонг. Волею судьбы он оказывается вдали от родины. С Ворвонгом происходят различные приключения, во время которых он вынужден прятатьса под чужим именем.
Вокруг принца враги, но он демонстрирует чудеса хитрости и в конце концов одерживает победу. Так вот, возможно, воспоминания об этом герое камбоджийских сказок позже и вдохновили Семенова на создание образа Штирлица.
Действительно, приключения Штирлица, его успехи в шпионских операциях – все это можно назвать красивой сказкой. Но и в реальной жизни достижения многих наших агентов выглядели тоже просто сказкой.
Например, вспоминается совершенно удивительный момент в истории Западной Германии. Из Бонна в Москву вдруг пошел поток сверхсекретной информации с самого верха.
Источником информации был Гюнтер Гийом, и его стремительный служебный взлет был связан с событиями еще времен войны. Его отец, восточный немец, был врачом, который прятал от нацистов и лечил политика-социалиста Вилли Брандта. После войны Бранд взял к себе на работу сына врача – Гюнтера.
А когда Брандт стал канцлером ФРГ, Гюнтер Гийом стал его доверенным секретарем и личным компаньоном в бундесканцелярии.
Гийом сумел предоставить КГБ огромный массив важнейших разведанных. Его разоблачение в 1974 году вызвало грандиозный скандал в ФРГ, который привел к падению Брандта.
О масштабах проникновения наших спецслужб в европейские структуры можно было судить и по жалобам американцев на то, что после принятия в НАТО восточноевропейских стран блок стал превращаться в дырявое решето с точки зрения информационной безопасности. Дело дошло до того, что НАТО разработало дополнительные специальные соглашения со своими новыми восточными членами.
Подготовленные в штаб-квартире НАТО соглашения назывались весьма любопытно – “об абсолютных гарантиях неразглашения военной тайны”. Дело в том, что Польша, Чехия и Венгрия после принятия в НАТО получили доступ к сверхсекретной западной информации, но натовские генералы стали опасаться, что в этих трех странах, много лет входивших в советский блок, на важных военных постах были люди, связанные с Москвой.
И вот было решено, что поляки, чехи и венгры должны дать руководству НАТО письменные гарантии, что никаких утечек информации в Россию не будет. Это, конечно, остановить утечки не смогло - а в западных газетах в связи со всем этим в появились карикатуры: в названии НАТО возникает серп и молот, а генералы говорят друг другу, что опасаются проблем с восточными членами блока.
Подробности о многих достижениях нашей разведки мы узнали лишь годы спустя после распада СССР, когда уже рухнула система тотальной секретности и цензуры, когда стали появляться мемуары ветеранов спецслужб. А сказочный Штирлиц к этому моменту успел стать важным элементом массовой культуры и превратился в героя многочисленных анекдотов.