Найти в Дзене
СПбГЭУ

Когда работа – праздник!

Оглавление

Доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью Сергей Герасимов поделился с читателями «Экономиста» опытом работы в ивент-индустрии, рассказал, как успешно организовать свое мероприятие.

Как вы оказались в ивент-индустрии? Помните свой первый проект?

В 1995 году я попал в театр в качестве танцора (акробатический рок-н-ролл). В то время там были высокие заработки и интересная работа. Актерское образование получал на ходу, прямо на сцене.

В 1996 году организовал и возглавил ивент-агентство – Петербургский фонд развития актерского творчества, который существует до сих пор. Коллектив фонда с 1996 года по 2006 год (10 лет) организовал и провел более 3500 праздников и других специальных событий (если разделить 3500 на 10 лет, то это около 1 концерта в день, каждый день).

Примерно в конце 90-х годов пришло понимание того, что техническое образование, которое я получил в БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, – это хорошо, но мне не хватает образования гуманитарного. Пошел учиться в СПбГУКИ, который закончил дипломным проектом «Организация карнавального шествия в День рождения Санкт-Петербурга». К защите я уже имел большой опыт организации и проведения городских и всероссийских мероприятий, коллектив был отмечен государственными наградами, многие преподаватели знали меня не как студента, а как руководителя фонда.

Первая работа, в которой я участвовал, не как актер, а как организатор и продюсер — сложный многоходовой проект для ПАО «Северсталь». Мы занимались организацией и проведением новогодней кампании в Череповце, которая состояла из 44 спектаклей, шоу-программ, концертов и корпоративов. Помню, ужасно волновался. Но все прошло замечательно, и позже мы еще много лет работали с «Северсталью».

Почему решили связать свою жизнь именно с этим направлением?

Во-первых, ивент в 90-е годы и в самом начале 2000-х становится доходным делом. Во-вторых, сцена, цветы, шампанское, яркая жизнь в свете софитов. В-третьих, широкий круг знакомств.

При организации праздников вы напрямую работаете с чиновниками районного, городского, федерального уровней, представителями бизнеса, учеными, представителями сферы культуры и искусств. Вы помогаете, советуете, рекомендуете, подсказываете и так далее. И если работаете хорошо, то люди становятся зависимыми от вашей работы. Они зовут вас снова и снова. Вы тот самый, необходимый элемент связи между властью, бизнесом и народом. То, что позже, в 2000-е годы, стало осмысливаться отечественными философами и другими учеными, как PR в политике, в культуре и бизнесе.

Что самое сложное в вашей деятельности? С чем может столкнуться начинающий специалист?

Самое сложное в нашей работе – это кадры. Хорошие специалисты на вес золота. Это касается и творческих специальностей, и сугубо технических. Поэтому наш фонд всех новых сотрудников готовил сам, часто прямо на репетициях или во время концертных программ.

Другая сложность – необходимость постоянно решать неструктурированные задачи. Часто заказчик не понимает, что ему конкретно нужно, пытается скрыть проблемы, которые хочет с нашей помощью решить, поэтому в нашем фонде особенно важна была аналитика и «разведка». Перед переговорами мы должны были знать особенности заказчика, суть его проблемы и можем ли мы эту проблему решить. Желательно знать как можно больше мелких деталей о заказчике, его коллективе, отрасли. Тогда идешь на переговоры уже вооруженный стратегией, вариантами сценариев. Очень важно, чтобы заказчик «признал» тебя «своим». Для этого важно знать профессиональные отраслевые нормы и ценности, язык, сленг, шутки, табу и другие особенности субкультур.

Какие изменения в ивент-индустрии произошли за последние 10 лет?

Изменения пришли в связи с проникновением заграничного опыта оптимизации. Пришли новые технологии, новые стандарты менеджмента социально-культурной сферы. Новые руководители стали вводить системы автоматического регулирования рынка, в том числе ивент-индустрии.

Все, что составляет стандартный сегмент индустрии, работает по принципу — чем дешевле, тем лучше. Подобный структурализм привел индустрию к стандартизации, в интернете всегда найдется 5-6 дежурных сценариев свадьбы, праздника, корпоратива, народного гуляния, дня рождения.

Философия ивента заключается в создании для зрителей атмосферы переживания чего-то необычного, сказочного, волшебного, того, от чего дух захватывает. Но, к сожалению, ивенты стандартизируются, оцифровываются и регламентируются. Сингулярность (особенность) сменяется тиражированием недорогих образцов.

Расскажите о самом крупном проекте, в котором вы участвовали?

До пандемии мне нравилось организовывать международные конгрессы ученых, изучающих древнюю цивилизацию, существовавшую в Евразии. Эти конгрессы насчитывали около 10 000 участников и проходили в разных странах. Это всегда было очень интересно.

Самые массовые праздники в Санкт-Петербурге – это карнавальные шествия по Невскому проспекту, особенно те, которые проводились в начале 2000-х (День города, пивные фестивали). В то время в каждой колонне районов или предприятий могли участвовать около 600 человек.

Всегда интригующие праздники — народные гуляния, такие как Новый год на Невском проспекте и Дворцовой площади, Масленица. Такие праздники проходят с приятным воодушевлением и волнением. Самые претенциозные события – это церемонии и мероприятия в специальных помещениях или на закрытых территориях для истеблишмента, представителей власти и крупного бизнеса.

Своя специфика есть и у предвыборных кампаний политических партий или отдельных персонажей. Самые красивые — показы мод, которые проходят в Санкт-Петербурге и Европе.

Трудно ли находить партнеров для мероприятия?

Социально-ответственное партнерство – основа гражданского общества. Оно может быть только в пространстве публичных коммуникаций, основа которых формируется на специальных событиях.

Исследования партнерских отношений проводились нашим фондом и систематизировались многие годы. Основные результаты опубликованы в книге «Массовый праздник и социальное партнерство».

Проблем с партнерами по бизнесу не возникало. Конечно, случаются разные форс-мажоры, но в условиях социального партнерства все проблемы можно решать за круглым столом. Дальновидные руководители предприятий, организаций и политики понимают, что дружить с организаторами нестандартных событий – выгодно, особенно с точки зрения PR. Поэтому у нас был «клуб друзей», куда входили представители культуры, власти, бизнеса. Им всем было интересно и полезно участие в событийных публичных коммуникациях.

Отдельно стоит упомянуть партнеров-поставщиков: костюмов, звука, сцены, света, кейтринга, пиротехники и т.п. Эти связи нарабатываются годами. На современном рынке ивент-услуг находится большое число предприятий-поставщиков с низким качеством и завышенными амбициями. То же можно сказать о большом корпусе PR-менеджеров, выполняющих роли перепродавцов услуг ивент-компаний заказчикам.

Что можете посоветовать студентам, собирающимся работать в ивент-направлении?

Во-первых, вам должно нравиться пребывание на празднике и в условиях праздника постоянно. И вы не сможете больше сидеть на обычных тусовках без организации сюрпризов, драматургии и драйва. Во-вторых, нельзя работать в начале карьеры на «дежурных» событиях.

Даже если вы начинаете с открытия магазина, презентации товаров и подобных скучных сюжетов, следите за тем, чтобы специальные события выходили за пределы ожидания всех присутствующих. Иначе профессиональное выгорание вам гарантировано. Ничто так не убивает в ивент-индустрии, как работа на «дежурных», стандартизированных событиях.

В-третьих, ивент-индустрия – это огромная сфера, затрагивающая все сферы деятельности человека: от рождения до смерти, от свадьбы до Олимпийских игр. Биография человека или история государства – в своей основе – это цепочки событий.

В зарубежных странах на изучение событий, подготовку специалистов по событийной философии, ивент-анализу и ивентологии выделяются большие ассигнования. Увеличивается приток денежных средств и в отечественную индустрию событий. Все зависит от вашего творческого и организационного потенциала. Чем оригинальнее ваше событие, чем сильнее влияние, которое оно оказывает на клиента-зрителя, тем больше у вас шансов на процветание. Если ваши события ленивые и дежурные, то и доход будет низким. Удачи!

Алина Далызина