Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Николай I. Штрихи к портрету. " Один сумасшедший приехал, другой сумасшедший уехал..." Часть вторая

Оглавление

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Прервавши предыдущую часть вроде как на "разборе полётов" в крайне сложном и, понятно, достаточно условном тандеме "Николай/Пушкин", начать сегодня хочу... совсем с другого.

В августе 1851 года Император отмечал 25-летие своей коронации в Москве. Настроение у Государя было мрачное, он устал и предупредил заранее, что не праздновать едет, а Бога благодарить. Однако же, ознакомившись с подготовленными специально для него материалами о деятельности его министерств за минувшую четверть века, внезапно растрогался: по всему выходило, что сделано было очень и очень немало! Вот что вспоминает дочь министра Д.Н.Блудова Антонина:

«Видя его умиление, дочь его подошла тихонько к нему и из-за спины обняла его шею рукою.
— Ты счастлив теперь, — спросила она, — ты доволен собою?
— Собою? — отвечал он и, показав рукой на небо, прибавил: — Я — былинка!»

Не сумею, наверное, по скудости языка точно выразить желаемое, но... Много ли вы, уважаемый читатель, можете представить себе монархов, способных заявить о себе... подобное? "Былинка"? И ведь это точно не рисовка, не позёрство, это - настоящее, то, чего мы не знали о Николае! И это - тот самый очередной "штрих к портрету", что заявлен в названии цикла. И - чёрт побери - это до слёз трогательно, да! Всесильный владыка полумира, до поры до времени решающий судьбы Европы, вытянувший вместе с Егором Францевичем Канкриным государство из зияющей экономической пропасти внешнего долга, истинный Отец своему Отечеству и... Знаете, хотел бы я, чтобы каждый современный лидер понимал бы о себе - в первую очередь - именно ТАК! Но, вероятно, для этого нужно и родиться, и быть, и умереть христианином - настоящим, а не "переобутым по ходу пьесы" ввиду конъюнктурных соображений высшего порядка в середине жизненного пути. Во всяком случае, глядя на многих наших "вершителей", "былинок" среди них я не вижу... ни единой!

Неизвестный художник. «Коронация Николая I в Успенском соборе в Москве»
Неизвестный художник. «Коронация Николая I в Успенском соборе в Москве»

Было ли Николаю – при тотальной его занятости и положении - дело до сплетен и грязненьких слухов, разумеется, доносимых до него – правда, в достаточно искаженном виде? Ведь не последней – и достаточно активной – участницей этих событий была и могущественная супруга более чем влиятельного министра Нессельроде, в доме которых тепло принимались и Геккерен, и Дантес. Понятно, что наверняка докладывавший Государю о ситуации вокруг Пушкина Бенкендорф преподносил факты в лучшем случае беспристрастно, а в худшем – принимая сторону "антипушкинской" коалиции. Тут еще хорошо бы припомнить, сколько хлопот за последние десять лет доставил графу непоседа Пушкин: ясно, что никаких личных симпатий Бенкендорф к поэту испытывать не мог физически. На одной чаше весов для Императора – мнение двух довереннейших министров (последний из которых к тому же – личный друг Николая), на другой – беспокойный блудный сын, никак не желающий внять увещеваниям «сверху» и с благодарностью исполнять и делать то, что должно. К тому же есть закон, категорически запрещающий дуэли, нарушителям которого грозят всяческие суровейшие кары – вплоть до смертной казни по петровскому еще воинскому артикулу (хотя, кажется, такая мера к дуэлянтам в XIX веке вообще не применялась).

Итак, увы, всё же дуэль состоялась…Последняя переписка между двумя нашими героями (при посредничестве царского лейб-медика Арендта и личного друга Пушкина – Жуковского):

Пушкин. - …жду царского слова, чтобы умереть спокойно…
Николай. - Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки.

Кстати, я с некоторым сомнением отношусь к общепринятой легенде о якобы произнесенной умирающим Жуковскому фразе «…– Скажите государю, жаль, что умираю, весь был бы его…». Чисто логически, Пушкин, получив ответ Императора, на смертном одре и мог бы такое сказать – ведь теперь он точно знал, что семья его более нуждаться не будет. Но надо понимать, что единственным свидетелем этих слов был Жуковский – человек, во-первых, взявший на себя неблагодарную роль посредника между Царем и Поэтом, а во-вторых, просто обязанный довести до общества (а стало быть – и до самого Николая) признательность Пушкина – хотя бы для того, чтобы царское обещание было осуществлено сполна. Согласимся, что, произнеси Пушкин на смертном одре что-то другое – например, нечто вроде «…раньше бы так», - едва ли мы бы об этом узнали.

Дм. Белюкин "Смерть Пушкина"
Дм. Белюкин "Смерть Пушкина"

Список благодеяний Императора, оказанных семье покойного, действительно впечатляет - как и общая сумма его долга, совершенно астрономическая по тому времени. Лично меня терзал одно время закономерный вопрос: отчего бы Государю было не остаться христианином и рыцарем до конца и не попрощаться со "своим Пушкиным"? В конце концов, "всё могут короли"... А вот нет. Думаю, как человек, всецело требующий соблюдения законности и сам - первый функционер Государства, Николай Павлович не мог переступить через этикет и вот так - запросто - прийти на отпевание к простому титулярному советнику и камер-юнкеру, сколь бы велик как поэт он ни был. Не забудем к тому же, что покойный был ещё и преступником, осмелившимся нарушить Закон, так что проститься с Пушкиным "очно" было попросту немыслимым. Тем не менее, цифра оплаченных Императором долгов поэта заставляет полагать, что первый всё же испытывал некоторую вину перед вторым... хотя бы за то, что произошедшее с Пушкиным стало возможным и при определённых промахах со стороны его сотрудников, призванных как раз пресекать подобное. Что косвенно подтверждает и довольно суровая "ответка" - высылка чрезвычайного посланника и полномочного министра не самой заштатной европейской державы.

ОТСТУПЛЕНИЕ. Готовя этот материал, только сегодня абсолютно случайно заметил - какой век был отмерен г-ну Луи-Якобу-Теодору ван Геккерну де Беверваарду... Больше 90 лет протянул этот чудесный человек! Пушкину отмерено было 37. Николаю - 58. Александру Горчакову - 84. Петру Вяземскому - 86. Геккерну - 91. Он пережил даже Дантеса (по годам жизни)... Иной раз промысел Божий ставит в откровенный тупик. Представляя себя адвокатом барона, подготовил было фразу "Он всего лишь хотел любить и быть любимым", но, как видите, с отвращением оную вымарал!

Любопытную фотографию обнаружил... Этот скучающий старик - миляга Жорж!
Любопытную фотографию обнаружил... Этот скучающий старик - миляга Жорж!

Однако же Пушкин был не единственным "сумасшедшим" (почему-то думается, что едва ли не вся "хлопотная" литературная братия частенько представлялась Императору такой), удостоенным финансового попечения Государя. Постоянно нуждавшийся в деньгах Гоголь дважды жаловался бриллиантовыми перстнями, когда однажды находился на грани отчаяния, Николай выслал ему 5 000 рублей, на которые писатель уехал на полтора года в Италию, от Императрицы поступила помощь в 1000 рублей, а в 1843-м - назначен ему был трёхгодичный пенсион по тысяче рублей от Николая, и столько же - от Наследника... «Он подал мне помощь в самую трудную минуту жизни, за это я не заплатил ещё ничем» - писал растроганный Гоголь Плетнёву.

Вот такая очаровательная картина неизвестного художника. Что-то от "митьков"...
Вот такая очаровательная картина неизвестного художника. Что-то от "митьков"...

Литератор и издатель Николай Полевой, оставивший после своей смерти девять детей и 60 тысяч долга, скончался в 49 лет, и, как писал его бывший деловой партнёр по "Московскому телеграфу" князь Вяземский, лежал в гробу "в халате и с небритой бородой". По представлению графа Орлова Государь пожаловал семье покойного пенсию в 1000 рублей серебром.

И уже "сумасшедший" настоящий - всё тот же Пётр Андреевич Вяземский, пять лет долбившийся в наглухо запертые для него "ворота власти" и сумевший таки выпросить у Императора прощение, с 1830-х годов более никогда и ни в чём не нуждался, осыпанный и царской милостью, и наградами, и чинами, и должностями-синекурами...

Подытожим небольшую сегодняшнюю часть... Как мне представляется, оба – и Государь, и Поэт – что называется, «плыли в одной лодке» с названием «Россия», и имена их неразрывно связаны навеки одно с другим – подобно тому, как связаны имена Христа и Пилата. Один рожден был прожить на вторых ролях в царской семье, пока Провидению не стало угодно сделать его Вождём, другой же – верным Сыном Отечества своего. И тот, и другой – оба, без всякого сомнения, были государственниками и искренне служили своей стране – каждый как мог. Только одного после смерти вознесли и причислили к Пантеону Величайших, а другого – ошельмовали, намертво прилепив ярлык «Палкина» и «солдафона» (чему до сих пор читаю подтверждения в комментариях). Пусть же рассудит всех... сам Пушкин: "...третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут..." Не ищут!!!! Так-то, господа!

С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Николай I. Штрихи к портрету

***************************** PRELUDE

***************************** Хорошенького понемножку?..

***************************** И что же с ним не так?..

***************************** Один сумасшедший приехал, другой сумасшедший уехал..." Часть первая

"Русскiй ГеродотЪ" - гид по историческим циклам канала "Русскiй РезонёрЪ"