Однажды, читая статью про болгарского карикатуриста Анастасова, я наткнулся на интересную мысль: карикатура — это яркий и недвусмысленный справочник пороков того или иного времени. А ведь верно! Если по наскальным рисункам, изображениями на фресках, на старинных сосудах можно понять, чем занимались наши предки, то на некоторых из этих рисунков был явный сатирический подтекст.
С эпохи возрождения сатирический рисунок появляется чаще. Он оформляется в самостоятельный вид искусства, что придает ему популярность и любовь народа.
Само название сатирического рисунка «карикатура», приписывается болонскому живописцу Аннибале Карраччи. А первым в Европе художником-карикатуристом считают Жана Юбера.
В нашей стране развитие карикатуры наибольшее распространение получило в СССР. Появлялось огромное количество сатирических журналов: «Бегемот», «Перец», «Безбожник» и другие. Но наибольшую известность в Советском Союзе получает журнал «Крокодил».
Что же высмеивали в этих сатирических журналах? Основная тема, особенно в первые десятилетия Советской власти, была тема политики. Изобразить в неприглядном виде капитализм и капиталистов, показать преимущество социализма над капитализмом, показать достижения экономики и науки — вот лишь небольшой перечень задач политической карикатуры в СССР.
Но кроме политической сатиры, советские художники со всей беспощадностью высмеивали и людские пороки: тунеядство, алкоголизм, лень, зазнайство. Не оставляли без внимание карикатуристы и социальные пороки: взяточничество, бюрократизм, кумовство, блат и т.д, и т.п.
С развалом СССР начали закрываться сатирические журналы. Не избежал этой участи и журнал «Крокодил». Но это уже другая история…