Найти тему
RBI. Строим искусство

Окно в потолке и стеклянная стена: как освещали парадные в Петербурге без электричества

Оглавление

Как были устроены дома Петербурга XIX-начала ХХ веков? Сегодня нам любопытно все  — планировка квартир и работа дворников, убранство парадных лестниц и появление первых лифтов… Но в этот раз мы поговорим об освещении. Ведь именно свет позволяет нам увидеть ту красоту, в поисках которой мы открываем двери старых домов. Более того, прозаическая задача освещения в руках талантливого архитектора сама становится произведением искусства.

Как же освещались петербургские парадные?

Во-первых, было естественное освещение  — солнечный свет, проникающий в парадную через окна. Окна лестниц чаще выходили во двор, чем на улицу. И чтобы скрыть неприглядные виды — грязь, выгребные ямы, хозяйственные постройки — окна нередко украшались витражами. Это могло быть просто матовое фактурное стекло, а мог быть узор из цветных стекол  — геометрический, растительный или даже сюжетный, придающий парадной неповторимый вид. Вот так, с помощью витражей, решались сразу две задачи  — сугубо приземленная и художественная.

Во-вторых, в парадных использовалось искусственное освещение. В конце XIX-начала ХХ веков оно было сначала газовым, затем  — электрическим. И сегодня в некоторых парадных можно увидеть сохранившиеся фонари.

Но были и другие, более необычные способы освещения. В них использовался естественный свет, но проникал он через световой фонарь на потолке или через окна смежной лестницы. В такие парадные мы сейчас и заглянем.

Игра света и тени: дома со световыми куполами

Стеклянный купол, венчающий здание, называют световым фонарем. Такие конструкции создавались с целью освещения в дополнение к окнам или там, где окна предусмотрены не были. К сожалению, далеко не все световые фонари петербургских парадных дошли до наших дней. Они разбивались, закрывались, закрашивались... Тем ценнее возможность найти и увидеть то, что сохранилось.

Доходный дом на улице Декабристов

Стоит только зайти в парадную, и сразу становится ясно, кто здесь главный. Впечатляющий многогранник светового фонаря виден уже с нижней площадки. Ему повезло — он отреставрирован. И теперь в солнечный день парадная наполнена удивительной игрой света и тени.

Доходный дом А.А. де Рошефор на 9-й Советской

Как удивительно непохожи могут быть парадные одного дома! Буквально — как день и ночь. Одна — залитая светом из окон с сохранившимися фрагментами витражей. Вторая  — настолько темная, что без электрических ламп ничего не разглядеть. В ней нет окон, только давно не мытый световой фонарь. Но так было не всегда. Парадная лишилась окон, когда к дому был пристроен флигель.

Дом Кокошкина на улице Чайковского

Старейший из героев этой истории, дом Кокошкина был построен в 1820-х годах. Его дворовая парадная необычной формы похожа на шатер, а световой фонарь — на венчающий его драгоценный многогранник.

Доходный дом на Зверинской улице

Иногда самый непримечательный с виду дом может преподнести сюрприз. Вход в парадную здесь прячется в арке. Сама лестница, как и фасад, исключительно скромная — ни лепнины, ни изящных балясин… никакого декора. Ее единственным украшением и служит световой фонарь. И он отлично справляется с этой задачей.

Гражданский инженер В.А. Лучинский, 1898-1899 гг.
Гражданский инженер В.А. Лучинский, 1898-1899 гг.

Витражные перегородки и смежные лестницы

Другой оригинальный способ освещения парадной — через окна смежной с ней лестницы. В квартиры доходных домов вели две лестницы. Парадная — для господ и их гостей, докторов, учителей и других. Черная — для прислуги. Вход на парадную лестницу был с улицы, на черную — со двора и вел на кухню. Были, конечно, и квартиры попроще, которые обходились одной лестницей, но сейчас — не о них.

Иногда архитекторы, по той или иной причине оставляя парадную лестницу без окон, прибегали к оригинальному приему. Они разделяли лестницы стеклянной перегородкой, и свет из окон черной лестницы освещал и парадную. Разумеется, перегородка не была прозрачной — господа и слуги не должны были видеть друг друга.

Доходный дом А.К. Кузьмина в Дровяном переулке

К сожалению, витражные перегородки между лестницами практически не сохранились в своем первоначальном виде. Этот дом — не исключение, и сегодня мы можем видеть с одной лестницы другую. Тем не менее, здесь осталась оригинальная расстекловка и немного рифленых цветных стекол.

Гражданский инженер К.И. Розенштейн, 1908 г.)
Гражданский инженер К.И. Розенштейн, 1908 г.)

Доходный дом М.Б. Райхмана на Пионерской улице

Обычно стеклянная перегородка между смежными лестницами делалась одним большим полотном. Здесь же архитектор Ипполит Претро нашел необычное и красивое решение — на каждом ярусе по три высоких и узких окна. В некоторых из них сохранились родные фактурные стекла.

Архитектор А.И. Претро, 1912-1913 гг.
Архитектор А.И. Претро, 1912-1913 гг.

Доходный дом на Съезжинской улице

Известно, что в этой парадной  были витражи в технике травления с цветами в вазах. Но они были окончательно утрачены в 1994-1996 годах. И сейчас через стекло мы можем увидеть очень светлую и довольно крутую черную лестницу.

Гражданский инженер Б.А. Бржостовский, 1897-1899 гг.; архитектор В.В. Шауб, 1912-1913 гг.
Гражданский инженер Б.А. Бржостовский, 1897-1899 гг.; архитектор В.В. Шауб, 1912-1913 гг.

Доходный дом А.А. Антоновой на Большом проспекте Петроградской стороны

Этот дом — наглядный пример хрупкости подобных стеклянных перегородок перед временем и людьми. Сейчас смежные лестницы разделяет лишь решетка из железных прутьев. Впрочем, выглядит это весьма атмосферно.

Доходный дом М.Д. Корнилова на Малом проспекте Петроградской стороны

Последний дом, в который мы сегодня заглянем, приготовил нам сюрприз — в нем сохранились оба приема. Правда, в разных парадных. В одной из них можно полюбоваться впечатляющим световым фонарем, но между лестницами — современные решетки. В другой — “окно в потолке” закрыто, но уцелели фрагменты удивительных витражей в технике росписи по трафарету.

Архитектор А.Ф. Барановский,1910 г.
Архитектор А.Ф. Барановский,1910 г.

Световые фонари и смежные лестницы в петербургских парадных — оригинальные решения, соединяющие практичность и красоту. Нам очень повезло, что некоторые из них сохранились до наших дней, и мы можем их увидеть.

Автор — Анна Смагина
Фотографии:
Анна Смагина