Продолжая тему о суперэкуменизме, начатую в предыдущей статье.
Как было показано в ней, из всех форм межконфессионального мирового религиозного взаимодействия, на сегодняшний день возможным и наилучшими оказывается формат диалога.
Впервые такой формат был осуществлен на парламенте всемирных религий (The World’s Parliament of Religions) в 1893 году в Чикаго, штат Иллинойс, США.
Парламент религий не был отдельным мероприятием, а проходил в рамках всемирной конференции по вопросам развития и взаимодействия стран, приуроченный к 400-летию открытия Колумбом Америки.
Организаторами религиозной конференции выступили американские теософы, Лига протестантских священников либералов и американские унитарии. Оргкомитетом было разослано 10 000 приглашений по всему миру. На конференцию прибыло 400 делегатов от разных конфессий мировых религий. Всего на религиозном парламенте присутствовало, вместе с приглашенными порядка 7000 человек.
Парламент проходил с 11 по 27 сентября 1893 года в здании Чикагского института искусств.
Какова была заявляемая цель конференции: построить диалог мировых религий, и особенно, это касалось диалога восточных и западных религий.
Что стояло мотивом организаторов? Американские теологи, под председательством Джорджа Барроуза хотели показать восточным религиям (которых они считали язычниками), развитость и культуру своей религиозно духовной жизни, и возможно, привлечь их на свою сторону: открыть им «лучший мир». Это был скрытый мотив прозелитизма: привлечь на свою сторону.
Кто отказался от участия? Римско-католическая церковь, англикане, евангелисты и баптисты, мормоны, православные.
Герцог Кентерберийский, глава англиканской церкви так заявил организаторам: христианская религия - единственная истинная религия. Как христиане могут быть участниками парламента, не признавая равенства остальных участников?
Тем ни менее, зал был полон и мероприятие удалось. Но пошло оно несколько иначе, чем предполагали организаторы.
На конференцию прибыл тогда никому неизвестный в Америке 30-летний индийский монах, представитель индуизма, философ Веданты, общественный деятель, ученик Рамакришны — Свами Вивекананда (настоящее имя — Нарендранатх Датти (1863-1902). Он с трудом добрался до Америки, подвергался многим опасностям, но все-таки вовремя прибыл на парламент.
Вступительное слово сделал организатор парламента Джордж Барроуз. Он сказал, что религия, преломившись в человеческом восприятии, распалась на множество разноцветных фрагментов и задачей парламента является возвращение этого многоцветного сияния к «белому свету небесной истины».
Далее слово было предоставлено Свами Вивекананде. Вивекананда волновался. Он никогда не выступал перед столь многочисленной публикой — 7000 совершенно разных человек. Но нашелся, как одолеть волнение: он вознес молитву индийской богине знания — Сарасвати. После молитвы Вивеканада воодушевился и произнес краткую, но потрясающую речь. Зал аплодировал ему стоя, к нему тянулись люди. Вивеканда был масштабен, космичен и в то же время прост, открыт и искренен. Он говорил от «матери всех религий» (выражение Вивекананды) - древнейшей индийской религии Вед.
И все случилось ровно наоборот: не американцы и европейцы научили «уму разуму» язычников Индии, а Индия открыла им новый мир Востока. Свами Вивекананда получил финансовый грант поддержки своих лекций в Америке и несколько лет проводил занятия там.
На парламенте Вивеканда познакомился с великим и гениальным человеком из числа приглашенных — физиком электронщиком сербского происхождения — Николой Тесла (в честь него названа единица магнитной индукции в физике и первый электромобиль). Они подружились, найдя друг в друге умных и интересных людей. Никола пригласил затем Вивекананду на свои эксперименты с магнитизмом, которые посетил Свами. На этих экспериментах присутствовал и другой великий человек, американский писатель Марк Твен (автор «Приключения Тома Сойера» и др. книг, настоящее имя Самуэль Клеменс).
Кроме Свами Вивекананды на том парламенте присутствовали представители католиков — мирян, ислама, японского дзен буддизма школы Риндзай, представители джайнизма. Вивеканада поддержал буддистов, выступив 26 сентября с докладом тему взаимосвязи индуизма и буддизма. Буддисты тоже получили интересное предложение в США.
Завершая парламент, Барроуз отметил, что христианство по-прежнему остается великим двигателем человечества и нет Спасителя, кроме Христа. Он дал понять представителям восточных религий не истолковывать учтивость, с которой их принимали в Америке, как готовность американского народа«заменить восточной верой собственную».
Представители восточных религий и не думали об этом. Их меньше всего волновали амбиции. Они, действуя смиренно и дружелюбно,получили новые возможности в США и в скором времени их движение стало очень популярным в Америке, пошло духовное сближение Востока и Запада, так называемый религиозный синкретизм.
100 лет спустя, в 1993 году, с 28 августа по 5 сентября, был проведен второй парламент суперэкуменистического движения единения религий. Проходил он снова в Чикаго, в отеле «Палмер Хаус» и собрал 8000 человек. На нем выступил с докладом Ганс Кюнг, предложивший обсудить подготовленную им декларацию по теме: «На пути к глобальной этике». Доклад и декларация вызвали большой интерес.
На закрытии конференции выступил нынешний Далай Лама 14 тибетского буддизма. Кроме того, выступил и кардинал американской католической церкви Джозеф Бернандин.
Следующий парламент состоялся через 6 лет, в 1999 году в Кейптауне, Южная Африка. Собрав 8000 человек. В программах особое внимание уделялось вопросам религиозной, духовной и культурной идентичности, подходам к межрелигиозному диалогу и роли религии в решении важнейших проблем, стоящих сегодня перед миром.
Следующий парламент состоялся в 2004 году, в Барселоне. Фокус парламента сосредоточился на четырех вопросах: смягчение насилия на религиозной почве, доступ к безопасной воде, судьба беженцев во всем мире и ликвидация внешней задолженности в развивающихся странах.
В 2009 году парламент религий был проведен в Мельбурне, Австралия. Был посвящен вопросам примирения коренных народов.
В 2015 году парламент был проведен с 15 по 19 октября 2015 в Соль Палас конференц центре в Солт-Лейк Сити, штат Юта, США. Собралось почти 10 000 участников, исполнителей из 73 стран, 30 основных религий.
В 2018 году парламент мировых религий прошел в Торонто, Канада и собрал 8000 человек. На нем вновь выступил Далай Лама 14.
В 2021 году парламент пройдет с 16 по 18 октября в онлайн режиме в связи с пандемией.
Ситуация, описанная выше показывает, что мирный диалог всемирных религий пошел. Такие конференции вызывают большой интерес участников по обсуждению мировых этических и иных проблем.
В 2015 году имам Абдул Малик Муджахид (американский мусульманский имам, один из влиятельнейших имамов в мире) заявил, что в связи с интересом к религиозному диалогу и продуктивности таких встреч, парламенты теперь стоит проводить раз в два года. Его несколько подправили. Теперь такие международные религиозные суперэкуменистические встречи происходят раз в три года.
Хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.