Друзья на словах и патриоты не своей страны
Хотелось бы затронуть еще одну тему, которая, как мне кажется, типична для многих стран африканского континента, для той Африки, которую принято называть как регион стран южнее Сахары. Само такое деление Африки на условные две части не случайно, что, как мне кажется, не понимают многие, полагая, что они знают, как работать в Африке, реализовав тот или иной проект в Египте, например. Но, это несколько иная тема.
Хотелось бы на примере ЮАР, страны, которая пока еще считается одной из наиболее развитых в указанном регионе, посмотреть, как правящие элиты на словах укрепляют дружбу с нами, на деле, просто гробят свою страну. Примеров тому масса, устану перечислять, остановлюсь лишь на некоторых.
Совершенно недавно общался с одним из представителей высшего руководства этой страны по целому ряду вопросов, которые касались не только сотрудничества между нашими странами, но и ситуации в стране в целом и возможных вариантах ее улучшения в политико-социальной и экономической сферах.
Коснулись модной в последнее время темы – вакцинация от COVID-19. Страна на старте организации работы по обеспечению населения вакцинами испытала настоящий кризис, приведший в конечном итоге даже к снятию с должности министра здравоохранения. К моему большому сожалению, Россия на тот момент не понимала, точнее РФПИ не совсем представлял, как и через кого можно решить вопрос о поставках и/или организации производства российского СПУТНИКа V, хотя, судя по местной прессе, процесс сертификации нашей вакцины был запущен, но так и не завершен. Думаю, проблемы в большей степени лежат в политической плоскости. С другой стороны, когда я предложил этому руководителю более простой способ получения доступа к российской вакцине, причем не только и не столько для вакцинации населения ЮАР, но и для обеспечения этой вакциной других стран региона, он на словах продемонстрировал большую заинтересованность, на деле, не сделал вообще ничего для того, чтобы стартовала необходимая официальная процедура. Все прямые конкуренты российского продукта на рынке ЮАР представлены, включая лидеров западных стран, Китая и Индии. Не знаю, может стоит поискать причину этой ситуации в нас самих?
Однако. Есть другая, еще более актуальная для ЮАР и стран региона тема, касающаяся проблемы широкого распространения у населения такой социальной болезни как туберкулез. По просьбе руководства одной из провинций российские специалисты, из числа тех, которые помогали нашим друзьям в Казахстане решать эту проблему, подготовили для ЮАР проект национальной программы борьбы с туберкулезом. Мы передали проект этой программы руководству и провинции, и высшему политическому руководству страны, направили этот же документ местному министерству здравоохранения. В силу сформированного интернационально-материалистического подхода к многим вопросам подобного рода, ожидалось, что пользующаяся (предстоящие выборы в муниципальные органы власти, не исключаю продемонстрируют возможность применения слова «пользовавшаяся») поддержкой большинства населения правящая партия АНК не должна упустить возможность укрепить свои позиции, занявшись решением этой острой социальной проблемы. Прошли уже годы с того момента, когда мы подготовили эти предложения, дали вариант реализации пилотного проекта на базе одной из провинций. Никакой реакции вообще! Я понимаю, вероятнее всего это связано с дефицитом средств в бюджете страны. Но когда-то начинать надо. Тем более, что эта программа однозначно поддержана ВОЗ. У меня есть только одно объяснение этому, но не хочу быть обвиненным в отсутствии политической корректности.
Другая тема, которая находится на стыке проблем развития экономики страны и, как иначе, социальной сферы. Проблема обеспечения доступа к электроэнергии всех слоев населения и достаточного ее количества для устойчивого развития экономики страны. В ходе подготовки к выборам в муниципалитеты один из кандидатов в мэры города Йоханнесбурга заявил приблизительно следующее – «Сэндтон (престижная зона города) должен дотировать оплату электроэнергии для жителей Соуэто (по-прежнему один из самых неблагополучных районов)». Почему, собственно, стало возможным столь популистское заявление? Просто потому, что жители Соуэто не считаю нужным оплачивать электроэнергию. А правительство и энергетический монополист в лице ЭСКОМ, не могут и боятся пойти на радикальные меры. За долгие годы прихода к власти АНК накопился, в целом по стране, в том числе именно из-за нежелания оплачивать электроэнергию, очень приличный долг – дыра в бюджете национального ЭСКОМ. Но это полбеды. Есть другая, еще более важная составляющая кризисной ситуации в энергетике ЮАР. Значительная часть электростанций в ЮАР – старые, построенные во времена апартеида, угольные ТЭС. С каждым годом сокращается их число в силу износа оборудования и отсутствия технического обслуживания. С одной стороны – это как бы в общем тренде – сокращается выброс отходов от горения угля и пресловутого углекислого газа, с другой – ничего не делается для того, чтобы модернизировать эти станции, переведя их, например, на использование природного газа. Такая программа есть, только газа своего практически нет. Задекларированная программа «зеленой энергетики», предусматривающая строительство солнечных и ветровых электростанций практически задохнулась. Причина проста. Нет в бюджете достаточных средств, чтобы выплачивать независимым производителям электроэнергии плюсом к установленному тарифу разницу между этим тарифом и реальной стоимостью каждого произведенного киловатта электроэнергии. Специалисты в области энергетики в неформальном общении сказали мне, что если бы ЮАР не пыталась вперед всех выполнять Киотские соглашения по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу и продолжала бы поддерживать и развивать угольную энергетику, то запасов собственного угля ей бы хватило бы еще лет на 30, что позволило бы использовать этот выигрыш по времени для создания прочной базы альтернативных источников энергии, коими могли бы быть не только солнце и ветер, но и мирный атом.
В реальности сейчас ситуация следующая. Генерирующие мощности традиционной тепловой энергетики сокращаются значительно быстрей, чем прирост мощности солнечных и прочих альтернативных источников. Убытки национальной компании ЭСКОМ растут по причине значительных неплатежей части населения и вынужденным переходом на использование дизельных, включая плавучие, арендованные у иностранцев, электростанций, себестоимость энергии которых намного выше, чем у угольных, в особенности, если учесть, что собственных запасов нефти в стране нет и дизельное топливо получают либо из импортированной нефти, либо просто покупают за рубежом. В качестве меры по покрытию этих убытков, бесконечно, почти постоянно, повышаются тарифы на электроэнергию. В частности, на электроэнергию для промышленности. Результат очевиден. Различные виды производства, требующие значительного потребления электроэнергии, становятся, либо убыточными, либо на самом низком уровне рентабельными. А дальше, все как снежный ком. Закрываются, либо сокращают производство заводы. Как следствие растет число безработных, пополняя ряды тех, кто не может платить за электроэнергию в быту, увеличивая убытки ЭСКОМ. Но, кроме этого, срабатывает еще один немаловажный для страны и ее бюджета механизм. Значительная часть промышленных потребителей электроэнергии занимаются тем, что перерабатывают добываемое в стране сырье, увеличивая, тем самым т.н. добавленную стоимость продукта, который затем экспортируется с уплатой более высоких таможенных пошлин. У местного правительства на бумаге есть даже программа поддержки таких компаний, но это только на бумаге. В реальности получить какую-либо поддержку, по мнению предпринимателей, практически невозможно.
Российские компании предлагали местной стороне некоторые не очень сложные вещи, которые могли бы способствовать стабилизации ситуации в энергетической сфере. Это и создание совместных предприятий по ремонту и обслуживанию электростанций, передача технологий по восстановлению некоторых наиболее нагруженных деталей, поставка нового энергетического оборудования, позволяющего перевести угольные станции на использование газа, внедрение на национальном уровне системы мониторинга состояния энергетического оборудования с элементами интеллектуального предупреждения о возможных поломках, это и создание СП по производству и установке мини и микро гидроэлектростанций. Если посмотреть архивы, наверное, еще много другого. На словах все «за», на деле – ни одного шага навстречу. А ведь состояние наших отношений принято считать стратегическим партнерством. Кого мы обманываем? И как мы могли бы изменить эту ситуацию? У меня нет рецепта.