Продолжение. Начало здесь.
Итак, став домашней учительницей княжны Ирины Александровны (племянницы Николая II и будущей жены Феликса Юсупова), графиня Камаровская поняла, что не может справиться с девочкой и решила уйти, но Ирина умолила ее остаться.
С тех пор их отношения начали теплеть. Ирина перестала делать всё назло и вопреки. А учительница поняла, что ситуация хоть и запущенная (Ирине уже 15 лет), но попробовать исправить ее можно.
Екатерина Леонидовна заметила, что у ее воспитанницы почти нет связи с матерью, Ксенией Александровной. Девочка больше тянется к отцу, но и у него не хватает на дочь времени. С братьями она общается мало, а учителя ей надоели, отсюда непонимание - чего хотеть, к чему стремиться. Как у птички в золотой клетке. И озлобленность, как у волчонка.
У юной княжны не было понимания ценности денег и того, как они достаются другим людям:
"Мать безалаберно давала ей деньги: вдруг даст ей 200 руб. и даже больше".
Для сравнения - зарплата учителя начальной школы в царские времена составляла примерно 25 рублей в месяц. Получив любую сумму, девочка тут же ехала в кондитерскую и покупала земляничный торт, а дальше не знала, что и придумать. Графиня Камаровская, на правах учительницы и воспитательницы, ограничила суммы до 25 рублей в месяц.
Также графиня стала обращать внимание княжны на нужды других людей. Однажды они подслушали в магазине разговор: бабушка объясняла внучке, что не может купить ей куклу, так как у них осталось всего 3 рубля, а нужно еще купить подарок ее брату. Тогда Ирина сама, тайком, сунула девочке 10 рублей, чем была безмерно горда. Как и ее учительница, наблюдавшая эту сцену.
Екатерина Леонидовна, много знавшая о благотворительности (ранее она была попечительницей детского приюта), предложила Ирине Александровне участвовать в благотворительных базарах, собирая деньги на добрые дела. И та постепенно втянулась - рисовала и вышивала с энтузиазмом, а потом радовалась вырученным суммам.
Оказалось, что до появления новой учительницы Ирина не гуляла по Петербургу. Вместе они стали много ходить пешком по городским улицам, и графиня рассказывала воспитаннице об архитектуре и истории города.
Отмечая, что Ирина Александровна всё так же ленива в отношении учебы в целом, графиня Камаровская подметила ее склонности - интерес к музыке и рисованию. Однако нанятые матерью Ирины учителя отбивали у девочки желание совершенствоваться. Учительница музыки заставляла ее заучивать слишком сложные произведения, а учитель рисования не давал ничего рисовать с натуры, требуя копировать картинки. Екатерина Леонидовна настояла на смене учителей и дело пошло на лад: Ирина стала с удовольствием рисовать, а также заучивать на фортепьяно несложные песенки.
В конце лета Екатерина Леонидовна вместе с Ириной и ее братьями отправилась в Крым, в имение князя Александра Михайловича, которое называлось Ай-Тодор. Князь с женой в это время были за границей. В Крыму учительница много гуляла с детьми, ездила с ними в горы и к морю, а также играла в городки, лапту и крокет. Атмосфера была радостной и спокойной.
По вечерам Ирина рисовала или готовила что-то для благотворительного базара, а графиня Камаровская читала ей "Войну и мир", "Дворянское гнездо", "Записки охотника".
Ездили они и в Ливадию, где жила семья Николая II. Ирина общалась с дочерьми императора. Об этом, а также о психологических травмах Ирины Александровны в связи с амурными делами ее родителей - в продолжении. Начало воспоминаний графини Камаровской здесь.
Лайк, если интересно!
Еще по теме: воспоминания отца Ирины - великого князя Александра Михайловича (Сандро) и мемуары великой княгини Ольги Александровны (родной сестры Николая II).
Все статьи о царской семье собраны в отдельной подборке.