Найти тему
Журнал МОСТ

Художница Сюзанна Фирсенберг установила 160 000(!) белых флагов в память о погибших в США

Американская художница Сюзанна Бреннан Фирстенберг поднимает в своем творчестве актуальные социальные проблемы: наркозависимость, преступность, безопасность. Чтобы донести идею до зрителя, она использует бумагу, стекло, бетон и даже железо. Осенью 2020 года Фирстенберг создала масштабную инсталляцию из 160 000 белых флагов на плацу Оружейной палаты США. Для чего художница сделала это и почему ее работы так важны для общества — в новом материале.

Сюзанна Фирстенберг родилась 6 октября 1959 года в США, в западной части Южной Дакоты. Девушка училась в Кентукки и Пуэрто-Рико, где получила степень магистра делового администрирования. Сюзанна участвовала в разработке фармацевтических продуктов, а затем — переехала в Вашингтон и стала помощником по законодательным вопросам в Сенате США. Одновременно она работала волонтером в хосписах: помогала ухаживать за неизлечимо больными людьми на протяжении 25 лет.

Интерес к искусству возник у Сюзанны случайно: она участвовала в мастер-классе по гончарному делу и сама не заметила, как, вдохновившись, создала из глины женский бюст. С этого момента Фирстенберг посещала всевозможные занятия: по живописи, сварке, гибкому неону и резьбе по камню. Со временем она научилась изготавливать даже ледяные скульптуры. В 2016 году Сюзанна вместе с коллегой получили «Приз за креативность» на Харбинском международном фестивале снежных и ледяных скульптур.

В 2017 году в США вновь началась опиоидная эпидемия, и  Фирстенберг приступила к созданию серии произведений искусства по профилактике наркомании. Она отправилась в путешествие по Америке, чтобы взять интервью у сотен людей, которые борются с зависимостью. Уже через год Сюзанну пригласили в Университет Джорджа Вашингтона. В качестве лектора по наркологии девушка беседовала со студентами по вопросам зависимости. К тому времени работы художницы показывали на выставках от Мэриленда до Калифорнии. «Я выбираю темы, которые скручивают наше общество в узлы, те, которые кажутся мне наиболее неразрешимыми», — говорит она.

«Воздушное пространство Америки» («Updraft America»), 2016

Сюзанна считает, что американские политики бездумно тратят время и силы на борьбу с партизанской войной, в то время как страна слабеет. После очередной угрозы о приостановке работы правительства художница приобрела годовую подписку на официальный отчет Конгресса США, где власти ежедневно размещают информацию о дебатах и заседаниях. На протяжении года Фирстенберг складывала страницы документа в синие и красные самолетики. «Мне помогали родные люди, друзья и даже незнакомцы», — делится она.

В сентябре 2016 года инсталляция Сюзанны появилась в Музее Американского университета в Центре искусств Катцена. Художница распределила 10 752 бумажных самолетика в два прозрачных контейнера, метафорично показав политический раскол в стране. Некоторые самолетики «пересекали пропасть»: они парили в воздухе и имели пурпурный оттенок. По словам автора, именно он означает рациональность и мудрость в политике.

«Американские избиратели должны чувствовать ответственность за людей, которых отправляют в Вашингтон. Мы не имеем права жаловаться на политику, если продолжаем отдавать свои голоса за безрассудных кандидатов», – считает художница.

«Отчуждаемое право на жизнь» («Alienable right to live»), 2019

Фирстенберг выступает против Второй поправки к Конституции США, согласно которой каждый гражданин может свободно хранить оружие. Сюзанна создала инсталляцию «Отчуждаемое право на жизнь» под впечатлением от убийств в США во время Стрельбы в Лас-Вегасе, в начальной школе в Сэнди-Хук и в средней школе Марджори Стоунман Дуглас. Элизабет Эш впервые показала проект художницы на своей выставке двухмерных работ «Play, Protection, or Peril» («Игра, защита или опасность»).

-2

Автор отразила на американском флаге имена и возраст жертв массовых расстрелов. За ним Фирстенберг поместила копию Декларации независимости США, в которой подчеркнула положение о «неотъемлемом праве на жизнь». Ежегодно 4 июля Сюзанна добавляет новые имена людей, убитых за прошедшие месяцы. «Это произведение искусства, которое  не будет завершено никогда», — говорит она.

«Защити их» («Protect him»), 2020 год

Фирстенберг заметила, что большинство наркозависимых людей очень чувствительны. Как правило, они начали употреблять запрещенные вещества из-за психологической травмы, которую получили в подростковый период, и не смогли остановиться. «Если мы распознаем высокочувствительных детей в раннем возрасте, то защитим их от зависимости», — говорит Сюзанна.

Она создала инсталляцию «Защити их», чтобы показать важность заботы о детях. Фирстенберг купила транспортный контейнер и попросила коллегу Родриго Праделя расписать его. Художник изобразил глаза не случайно: это отсылка к следующей инсталляции Сюзанны. Внутри контейнера она создала тоннель из товаров для детской безопасности: бегунков, шлемов, наколенников, спасательных кругов. За предметами скрываются динамики, из которых гости слышат реальные истории людей о насилии, распаде семьи и издевательствах.

«Глаза» («Eyes»), 2020 год

Сюзанна не только общалась с наркозависимыми людьми, но еще и фотографировала их глаза. Чтобы создать одноименную инсталляцию, она распечатала каждый снимок, поместила его за стекло и опустила в воду.  По словам Фирстенберг,  «тонущие» глаза — это метафора губительной зависимости.

«Можете ли вы представить, что когда-нибудь проходили мимо того, кто тонет? Все мы проходили мимо человека, упавшего на тротуар от наркотической зависимости» — объясняет смысл инсталляции автор.

«В Америке: помните» («In America: remember»), 2020

В августе прошлого года Сюзанна услышала от знакомого, что 170 000 смертей от коронавируса — это ничего не значащая статистика. Художница ответила: «За 25 лет работы волонтером я узнала цену каждой жизни, и смерть — не просто статистика».

Этот разговор так тронул Фирстенберг, что уже через три месяца она создала инсталляцию в память о жертвах пандемии. Художница установила более 160 000 белых флажков на плацу Оружейной палаты Вашингтона. Каждый из них символизирует человека, который умер от коронавируса. По мере роста статистики на поле появлялись новые флажки, поэтому к концу ноября их число превысило отметку в 220 000.

-3

В этом году художница увеличила масштабы инсталляции: 17 сентября Сюзанна установила более 620 000 белых флагов на Национальной аллее в Вашингтоне. Любой желающий мог поставить флажок с именем близкого человека. Посетить инсталляцию можно было до 3 октября 2021 года.

«Мы должны помнить о том, что произошло, и извлекать уроки. Мы никогда не позволим этому случиться вновь. Никогда больше», — говорит автор.

Сюзанна Фирстенберг создает проекты в собственной арт-студии «Flash Sideways» («Вспышка со стороны»). В каждой работе художница словно ведет диалог со зрителем: она специально подбирает материалы, которые помогают выстраивать визуальную коммуникацию. «Я научилась использовать искусство для защиты окружающих людей: не определившихся с гендерной ориентацией, бездомных, наркозависимых и коренных американцев», — говорит Фирстенберг.