Найти тему
Ia-centr.ru

Страны ЕАЭС окажутся перед сложным выбором

Очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета #ЕАЭС может преподнести немало сюрпризов. Главная интрига в позиции #Казахстан'а – поддержит он или проигнорирует предложение ЕЭК об ответных санкциях в отношении США, ЕС и Великобритании?

Онлайн-встреча глав государств-участников ЕАЭС запланирована на 14 октября 2021 года. Анонсированные темы переговоров стандартные: борьба с COVID-19 и преодоление негативных последствий пандемии; сотрудничество в энергетике и формирование единых рынков нефти и газа; борьба с изменением климата.

Есть, впрочем, еще одна тема, обсуждение которой может если не заморозить, то значительно снизить невысокие темпы интеграционных процессов в экономическом союзе. Камнем преткновения может стать предложение к странам ЕАЭС ввести санкции в отношении ЕС и США.

«Главам государств планируется представить меры, которые получат максимальную поддержку стран-участниц. Все предложенные меры поддерживает Республика Беларусь, которая сейчас испытывает серьезное давление со стороны США, Евросоюза и Великобритании», – заявила официальный представитель ЕЭК Ия Малкина. Как отреагируют на предложение ЕЭК в Казахстане и Кыргызстане?

Неудавшийся переворот и тактика страуса

Любопытно, что Беларусь поддержала предложенные санкции до того, как их официально озвучили другим членам ЕАЭС – Армении, Казахстану, Кыргызстану. Ведь Минск, до недавнего времени успешно играя на противоречиях партнеров, сохранял возможности для торга с каждой из сторон.

Часть союзников Беларуси, такие как Россия, тоже находятся под санкциями. И намного дольше – в 2012 году был введен «Акт Магнитского», а в 2014 число санкций резко возросло после референдума о вхождении Крыма в состав России. Тогда решение Москвы поддержали далеко не все партнеры по ЕАЭС. Казахстан предпочел занять отстраненную позицию. Например, в 2014 году во время Генассамблей ООН представители Нур-Султана воздержались, голосуя по Крыму.

Похожую позицию власти Казахстана заняли в июне 2021 года, когда появилась информация о «возможных ответных санкциях стран ЕАЭС на недружественные действия третьих стран». МИД заявил, что «санкции запада имеют политические мотивы и направлены против отдельных государств, а не всего союза. Казахстан не ведет переговоров о консолидированных мерах стран ЕАЭС».

Эта позиция – пример многовекторности внешней политики Казахстана. Страна до недавнего времени успешно балансировала между основными центрами силы в мире. Воздерживаясь от осуждения ключевых партнеров, Нур-Султан получал преференции, доступ к рынкам сбыта одновременно с конкурирующими между собой Китаем, Россией, Турцией, странами Ближнего Востока, ЕС, Великобританией и США.

Карты Казахстану спутали ушедшие из Афганистана США и стремительно набирающий силу Китай. И хотя изменение внешней политики КНР происходило постепенно, подготовиться к шантаж у со стороны Пекина Нур-Султан не смог.

«Акорде выдвинуты политические условия для продолжения экономического сотрудничества. Это новый этап отношений двух стран, когда одна из сторон оказывает экономическое давление на руководство страны-партнера с целью принятия политических действий внутри государства. Чтобы стимулировать процесс принятия нужного решения в Нур-Султане, Китай в одностороннем порядке объявил ужесточение карантина на таможенных пропусках «Хоргос» и «Достык», – пояснил в интервью Ia-centr.ru казахстанский политолог Максим Казначеев.

Жесткие действия Пекина, одного из ключевых торговых партнеров Казахстана, стали для Нур-Султана «холодным душем» и показателей того, что период успешной многовекторности для страны закончился. Скорость этих изменений, вероятно, можно будет проследить по быстро ухудшающимся отношениям России и КНР с США.

Какой вариант сотрудничества выберут партнеры России и Беларуси по ЕАЭС – мы узнаем достаточно скоро. Именно поэтому заявления президентов на заседании Высшего Евразийского экономического совета будут изучены очень внимательно. Любая позиция, вплоть до игнорирования предложений ЕЭК по защите интересов ЕАЭС будет показательной.

Выбор нелегкий: с одной стороны, постепенное сокращение сотрудничества с США, Европейским союзом и Великобританией. С другой – трудновосполнимые потери по проектам ЕАЭС и возможность остаться наедине с Китаем, еще более прагматичным в отношении финансов, нежели партнеры по ЕАЭС.