Найти в Дзене
Борис Синявский

Про укутанную в ткань Триумфальную арку в Париже

Немного с запозданием, но поделюсь своим мнением по поводу укутанной в ткань Триумфальной арки в Париже. То был проект болгарского художника Христо Явашева, который уже умер. Проект осуществлён сыном художника Владимиром. 25 тысяч квадратных метров специальной серебристо-голубой ткани ушло на эту инсталляцию.  И зачем всё это? Солидные финансовые траты, весьма нелёгкий труд. В чём смыс в такого рода проектах? Противников у этой идеи - пруд пруди. Аргументы традиционные- нельзя уродовать историческое архитектурное наследие, издеваться над ним. Париж на довольно продолжительный срок оказался без одной своей достопримечательности. Одной из главных.  Но давайте посмотрим на это с другого ракурса. Во-первых, никто не уродовал Триумфальную арку. С ней, как с архитектурным памятником, ничего не произошло. Просто она на некоторое время оказалась скрытой под большим покрывалом. И это преображение немедленно привлекло к ней повышенное внимание. Даже пандемические ограничения не смогли сильно сок

Немного с запозданием, но поделюсь своим мнением по поводу укутанной в ткань Триумфальной арки в Париже. То был проект болгарского художника Христо Явашева, который уже умер. Проект осуществлён сыном художника Владимиром. 25 тысяч квадратных метров специальной серебристо-голубой ткани ушло на эту инсталляцию. 

И зачем всё это? Солидные финансовые траты, весьма нелёгкий труд. В чём смыс в такого рода проектах?

Противников у этой идеи - пруд пруди. Аргументы традиционные- нельзя уродовать историческое архитектурное наследие, издеваться над ним. Париж на довольно продолжительный срок оказался без одной своей достопримечательности. Одной из главных. 

Но давайте посмотрим на это с другого ракурса. Во-первых, никто не уродовал Триумфальную арку. С ней, как с архитектурным памятником, ничего не произошло. Просто она на некоторое время оказалась скрытой под большим покрывалом. И это преображение немедленно привлекло к ней повышенное внимание. Даже пандемические ограничения не смогли сильно сократить поток желающих увидеть знаменитую ареу в необычном обличии. 

К ней ехали не только иностранные туристы. Ехали в основном французы, парижане, которые видели эту арку несметное количество раз. Но как видели её те же парижане - мимоходом, краем глаза, пробегая по делам. Но тут приезжали специально и вглядывались в укутанную тканью арку, пытаясь вспомнить - какие именно аллегорические фигуры были на том или ином пилоне. Они рассматривали спрятанную под тканью арку и мысленно дорисовывали её декор. То был акт массового сотворчества. А именно этого и хотел Христо Явашев. В этом и есть смысл современного искусства - в сотворчестве. Когда смотришь на картину великого мастера в той же галерее Уффици, то просто восхищаешься, понимая, что ничего подобного ты сам создать не можешь. А на выставках современного искусства часто можно слышать - так и я могу. На самом деле так ты не можешь, но работа современного художника пробуждает в тебе творческий потенциал. Ты как бы дорисовываешь в воображении увиденную тобой картину. Ты становишься соавтором. Но это с тобой произошло лишь когда ты увидел работу современного художника. 

Но вернёмся к Триумфальной арке в Париже. С неё уже сняли покровы. И вновь к ней устремился нескончаемый человеческий поток. И парижане, выросшие рядом с этой аркой, смотрели на неё как на нечто только что построенное. Внимательно рассматривали аллегорические фигуры, которые недавно не могли угадать под декором. И это был большой праздник. Автор которого болгарский художник Христо Явашев.