Найти в Дзене
О Москве нескучно

История одного из самых пробочных проспектов Москвы

Оглавление

Когда и зачем появился проспект? Можно ли по нему добраться до Волгограда? Какой магистраль была изначально? И правда ли, что до 1960-х здесь не существовало никакого намёка на скоростную трассу? А также - почему здесь уже многие годы сильные пробки, и как с ними пытаются бороться? Об этом и не только расскажу сегодня.

Дорога через бойни, свалку и болото

Волгоградский проспект начинается после Марксистской улицы и заканчивается у МКАД, переходя в Новорязанское шоссе. В своём нынешнем виде проспект возник в первой половине 1960-х. В это время как раз обустраивали новые московские территории, которые оказались частью столицы после открытия Кольцевой автодороги в 1960 году. До этого магистраль проходила по немного другой траектории. Она начиналась от Крестьянской заставы, но в районе современной станции метро "Текстильщики" поворачивала на юг и превращалась в Люблинскую улицу.

Остаповское шоссе (Волгоградский проспект) до реконструкции 1960-х пролегало по современному Остаповскому проезду и переходило в Люблинскую улицу. Карта Москвы 1959 года с сайта www.retromap.ru.
Остаповское шоссе (Волгоградский проспект) до реконструкции 1960-х пролегало по современному Остаповскому проезду и переходило в Люблинскую улицу. Карта Москвы 1959 года с сайта www.retromap.ru.

Первый участок будущего проспекта возник ещё в дореволюционные времена. Он именовался Дубровским шоссе. Недалеко располагалась деревня с таким же названием. Дорога пролегала через поля орошения, свалку и городские бойни. Шоссе упиралось в Курскую железную дорогу, и заканчивалось тупиком недалеко от платформы "Текстильщики". Она в те годы именовалась "Чесменской". Конечно, ни на какой проспект шоссе не было похоже. Оно напоминало проезжую часть в небольшом посёлке.

В принципе, вплоть до реконструкции 1960-х проспект оставался узким и не слишком оживлённым. Со временем здесь, конечно, появились дорожное покрытие и даже трамваи. Но в целом, шоссе нельзя было назвать загруженным.

Странности названия

В 1920 году шоссе стало называться Остаповским. По какой причине, сказать сложно. Никаких деревень с похожими наименованиями в округе или дальше в юго-восточном направлении не существовало. Есть версия, что название шоссе возникло в честь рабочего завода "Динамо" по фамилии Остапов. Тем не менее, найти данных о таком человеке лично мне не удалось. В источниках встречается информация о Д.В. Астахове.

Мемориальная табличка на доме №1/3с1 на Воронцовской улице, 2014. Фото из Википедии.
Мемориальная табличка на доме №1/3с1 на Воронцовской улице, 2014. Фото из Википедии.

Он действительно был рабочим вышеупомянутого завода и пал жертвой февральских революционных событий 1917 года. Произошло всё на Воронцовской улице. Поэтому в честь Астахова даже установили мемориальную табличку на доме №1/3с1. То ли впоследствии кто-то перепутал фамилию трудящегося, то ли были другие причины назвать дорогу именно так. Вопрос остаётся без ответа. Тем не менее, Остаповское шоссе указывалось на картах Москвы вплоть до 1964 года. После этого магистраль нарекли Волгоградским проспектом.

Здесь, кстати, также возникает вопрос - "почему". Якобы сделали это просто в честь города-героя. Но проспект уходит совсем в другую сторону. Он является частью дороги в Рязань. Путь в Волгоград же начинается от Липецкой улицы, которая затем переходит в трассу М-4 "Дон". Конечно, от Рязани также можно добраться в Волгоград. Но расстояние увеличится на несколько десятков километров. То есть это путешествие в объезд.

От заставы до кольца

В 1957 году решили, что из старого и узкого Остаповского шоссе нужно сделать новую широкую магистраль. Уже шло строительство МКАДа. Его первый участок должен был пройти в том числе и по юго-восточной границе Москвы. Поэтому сначала будущий проспект состоял из двух частей, разделённых Курской и Окружной железными дорогами. Отрезок ближе к центру столицы соорудили из Остаповского шоссе. Второй участок, после железной дороги до МКАДа, построили с нуля, использовав некоторые старые небольшие улочки. Он стал называться Новорязанским шоссе. Потом две трассы соединили с помощью моста и присвоили общее наименование.

После открытия новой трассы прилегающую территорию начали активно застраивать. Вдоль Волгоградского проспекта появилось множество хрущёвок (5-9 этажей), особенно в районе Кузьминок. Но сейчас в результате реновации и другого строительства возвели многоэтажки. Архитектура центрального участка до современного Третьего кольца интереснее. Здесь, помимо типовых (которых также достаточно) сооружений, можно встретить сталинские дома. В здании №11, например, ещё в 1966 году открылся один из самых крупных гастрономов столицы. Неподалёку разместили "Микояновский" мясокомбинат.

В том же 1966 году вдоль проспекта прошла часть новой линии метро, которая сегодня именуется Таганско-Краснопресненской. Здесь расположились станции "Волгоградский проспект", "Текстильщики" и "Кузьминки". Участок между современным Третьим кольцом и Люблинской улицей ничем не примечателен. В наше время здесь нет жилой застройки, только магазины, автосалоны и предприятие, которое делает машины французской марки (бывший АЗЛК).

Вам красное или бордовое?

С годами стало понятно, что Волгоградский проспект не справляется с транспортной нагрузкой. По сути, это единственная дорога, которая ведёт в центр из густонаселённых районов Текстильщики, Кузьминки, Марьино, Люблино и части Выхина-Жулебина. Поток машин утром в сторону центра, а вечером - области, просто нескончаемый. Например, дорога от Третьего кольца до пересечения с Люблинской улицей - одна большая пробка из машин, которые двигаются очень медленно.

Волгоградский проспект в район Кузьминок в сторону центра, 2013.
Волгоградский проспект в район Кузьминок в сторону центра, 2013.

Уже много лет предпринимаются попытки сделать трассу более удобной и работоспособной. Нанесли разметку реверсивного движения. То есть полоса по середине дороги работает утром для машин, которые двигаются в центр. А вечером - для автомобилей, направляющихся в сторону области. В 2002 году появилась развязка с Третьим кольцом. Но съезд с неё на Волгоградку по направлению к МКАД - то ещё испытание. Стоять приходится долго. В 2010 вопрос усовершенствования трассы решили проработать основательно. Через 4 года реконструировали пересечение проспекта и МКАД.

В 2015-м на пересечении с Люблинской улицей появился тоннель, а светофор убрали. Через год открыли эстакаду над Волжским бульваром, организовали дублёры. Конечно, меры эти хорошие, но не совсем своевременные. К сожалению, количество автомобилей увеличивается быстрее, чем ремонтируются дороги. Поэтому добиться каких-то серьёзных изменений в интенсивности движения пока так и не удалось. Поэтому Волгоградский проспект и сегодня остаётся одним из самых пробочных в Москве. Такие данные приводит аналитика Яндекса.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!