Найти тему
1-й без домыслов

Филантропия - это афера

Периодически нам со всех утюгов СМИ выливают новости о том, что тот или иной филантроп пожертвовал на благотворительность крупную сумму. Ну например приведу новость пусть и не последней свежести, но суть не меняется. Такие сообщения мы видим постоянно:

Интересное такое пожертвование. Получается, пожертвовал самому себе. Но шум-то на весь мир, что добряк пожертвовал миру.
Интересное такое пожертвование. Получается, пожертвовал самому себе. Но шум-то на весь мир, что добряк пожертвовал миру.

Сверхбогатые часто заявляют, что их благотворительность призвана «изменить мир». Но на самом деле он предназначен для того, чтобы сохранить его таким, какой он есть.

Вплоть до рубежа нынешнего столетия слово «филантропия» могло напоминать благотворителей из старых денег, чьи имена напечатаны на стенах галерей, университетов и больниц. По словам нового поколения сверхбогатых предпринимателей, ведущих переговоры о своих собственных новообретенных порывах к благотворительности, теперь это может относиться практически ко всему - от крошечных пожертвований коллег для оплаты медицинских счетов до миллиардеров, поддерживающих иностранные режимы. В последние годы эти новые филантропы, стремящиеся изменить благотворительный сектор по образу своего бизнеса, безоговорочно доминируют в этой сфере.

В то время как филантропы прошлого чувствовали себя вынужденными выборочно финансировать искусство и науку, чтобы выразить свой возвышенный вкус как представителей культурной элиты, именно репутация этого нового поколения в получении прибыли, по его мнению, принесла ему право - и ответственность - определить, какие социальные проблемы нужно решать. Логика гласит, что если они смогут изобрести технологии, искоренившие наш образ жизни и работы, они смогут решить проблему голода в мире. Поскольку все больше миллиардеров обещают пожертвовать большие части своих состояний, большая благотворительность продолжает развиваться как вспомогательная отрасль, работая более тихо и собирая бесконечно большее влияние, чем благотворительность на торжественных мероприятиях.

Для этих людей филантропическое стремление больше не является результатом общественного давления. В поздравительном задоре, который встретил Билла Гейтса и Уоррена Баффета в 2010 Клятва дарения уже давно утрачен, и фигуры , как Джефф Безос и Илон Маск совсем недавно удалось летать под космосом и отдать сравнительно незначительные суммы. Напротив, стимулом является желание расширить логику предпринимательства за пределы рынка. Ключевое слово, заимствованное из мира стартапов, - подрыв .

По определению «гуру подрывов» Клейтона Кристенсена как нечто, что «вытесняет существующий рынок, отрасль или технологию и производит что-то новое, более эффективное и стоящее», это сила, «одновременно деструктивная и созидательная». Амбициозный «филантропредприниматель» нацелен на неуклюжие, неудобные элементы гражданской жизни и международного управления и тем самым открывает новые возможности для своего бизнеса.

Один из самых известных и распиаренных филантропов современности привил уже больше половины стран третьего мира
Один из самых известных и распиаренных филантропов современности привил уже больше половины стран третьего мира

По мнению филантропа, мир хорош - мир растущего богатства, растущего среднего класса и меньшего неравенства - но он страдает устойчивыми проблемами, которые можно решить в больших масштабах при наличии достаточного количества денег и правильного подхода. Правительства и НПО, которым обычно поручено решать эти проблемы, страдают от традиций, бюрократии и бюрократического разрастания. Их собственный бренд социальной справедливости, напротив, следует только императиву безжалостных инноваций. В то время как государства часто пытаются преследовать долгосрочные цели, реагируя на немедленные кризисы, фонд миллиардера - гораздо менее регулируемый и с почти бесконечными деньгами - может легко сделать и то, и другое.

За последние несколько лет все больше и больше филантропов выпускали манифесты, трактаты и извинения в пользу этого. Филантропическая революция  Лизы Грир  (2020), Манифест Жаклин Новограц о  моральной революции  (2020) и Александр Марс «Дарение: цель - новая валюта»  (2018) - все они представляют собой смесь анекдотических похвал их собственным благотворительным усилиям и видению будущего.

Эти авторы в подавляющем большинстве относятся к акту филантропии , используя эвфемизм даяние , что и устраняет необходимость конкретно упоминание денег и подчеркивает щедрость доноров. Когда дело доходит до целей раздачи, многие заявляют, что это не только социальное обязательство, но и потенциально полезно для бизнеса (поэтому прибыль никогда не страдает, даже когда миллиардеры отдают большую часть своих акций). Таким образом, это пожертвование имеет явную двойную цель - максимизировать социальную выгоду и окупаемость инвестиций.

Новограц предлагает характерно нерешительное суммирование своих альтруистических импульсов, когда она предполагает, что «ударные инвестиции не только морально оправданы, но теперь также экономически выгодны, даже необходимы». Действительно, учитывая, что благотворительные программы перемен, как правило, сосредоточены на менее вызывающих споры вопросах, таких как голод, болезни и доступ к образованию, в то время как справедливая оплата труда, трудовые права и доступное жилье, которые значительно сократят бедность, несовместимы с эксплуататорскими бизнес-моделями крупных технологических компаний более прочно относятся к сфере компетенции государства - филантропы обычно получают гораздо больше, чем теряют.

Дедушка книг о филантропии, книга Мэтью Бишопа «Филантрокапитализм: как богатые могут спасти мир» 2008 года  , описывает капиталистические мотивы большой благотворительности гораздо более нагло, чем любой из ее более поздних аналогов. Завершая свое выступление всеобъемлющим «Руководством хорошего миллиардера», Бишоп утверждает, что «если филантрокапиталисты должны быть законной частью решения мировых проблем, необходим новый общественный договор, чтобы очертить их роль. Причина этого предсказуема, но удивительна, когда ее можно услышать вслух: «Если богатые не возьмут на себя эту ответственность, они рискуют спровоцировать общественность на политическую реакцию против экономической системы, которая позволила им стать такими богатыми».

Таким образом, страх филантропов заключается не в том, что вас ложно обвинят, а в том, что вас разоблачат. Даже если взять такую ​​большую и широкую категорию, как «бедные», в качестве желаемого получателя их помощи, становится ясно, что система благотворительности строится таким образом, чтобы бедные оставались раздробленными и изолированными как субъекты. В лучшем случае филантропизм представляет собой капитализм, щедро готовый помочь облегчить проблемы, которые он вызывает.

Ну и напоследок, чтобы окончательно развеять ваши сомнения относительно филантропов, краткая сводка, куда направил средства фонд Гейтс.

Доходность вложений за 5 лет составила 80%
Доходность вложений за 5 лет составила 80%

Получается, что богатеи просто переливают деньги из одного кармана в другой, получая еще большие прибыли от вложенных средств. А вы пока снимайте лапшу со своих ушей.

Ставьте лайк, если понравилось, порадуйте искателя ;)