Анонс Deathloop оставил сообщество в недоумении – вроде бы мультяшная муть, а вроде бы и Arkane, подвести не должны, ребята проверенные. Концепция временной петли интриговала и разочаровывала одновременно, а разработчики тщетно и весьма неуклюже пытались объяснить народу, как она будет работать и чем развлечет. Кого-то игра подкупала стильным визуальным исполнением, а кого-то отталкивала флером посредственного в своей банальности рогалика на тему Дня сурка. Прекрасно понимая, что все катится к чертям, а дело пахнет очередным финансовым провалом, разработчики попытались объяснить и дать более четкое понимание сути, и все же по итогу игру все равно практически списали со счетов до релиза. Но надежда умирает последней.
Кто не хочет проснуться на берегу залитого солнечным светом пляжа? Уверен, руку поднимут многие, печально взглянув на хмурое осеннее небо за окном. А если с похмелья? Да еще и без памяти? А вокруг все не очень рады тебя видеть. Некомфортно, правда? В такую передрягу попал и наш подопечный Кольт Вон – и так тошно, а тут еще и некая стервозная дамочка, назвавшаяся Джулианой, травит острые шутейки по рации, давая понять – она знает, кто он, что он и зачем здесь оказался. А еще открыто заявляет о своих намерениях его прикончить, призывая присоединиться к расправе остальных жителей острова.
Первая встреча с ней не заставить себя долго ждать - ушлая нахалка эффектно расправится со здоровяком Кольтом, но перед кончиной он еще и умудрится встретить своего двойника. Казалось бы, все вполне укладывается в рамки патологических проявлений делириума, а итог закономерен, но, вместо малинового звона и встречи с апостолом Петром, герой получает второй шанс и снова просыпается на том же пляже, оказавшись в ловушке безвременья и вечной жизни. Как разорвать временную петлю? Всё просто – нужно лишь убить восьмерых Идеологов, разделивших влияние на острове вечных развлечений. И в этом весь изюм, который на поверку гораздо вкуснее, чем кажется.
Первый момент, который нужно прояснить сразу: Deathloop – не рогалик с элементами иммерсивности. Это полноценный immersive sim с щепоткой рогалика для пикантности и линейным повествованием. В игре есть цельный сюжет, который первую пару часов обрушивается на голову игрока бурным потоком, а ближе к середине принимает более спокойный темп. Литературных революций не случилось, но за историей, интригой и задорными перепалками Джулианы и Кольта интересно следить до самого конца.
Старожилы должны помнить песню «Остров чудес» из мультфильма Незнайка на Луне, положенную на композицию Эдварда Грига «Пляска смерти». Так вот концепция острова Блэкриф будто бы списана с нее, что, честно говоря, кажется очень маловероятным. Идеологи коммуны, выдающиеся ученые, одиозные деятели культуры и прочие видеоблогеры, с помощью исследовательской программы AEON и прорывных технологий превратили остров в машину бесконечного веселья – пей, танцуй, твори, что душе угодно, и все сойдет с рук, ведь с заходом Солнца день снова перезагрузится, а впереди только вечность, сулящая лишь удовольствия.
Arkane не была бы собой, если бы не швырнула игрока в песочницу, вывалив вдогонку пару ведер игрушек. Deathloop практически с порога выкладывает все карты на стол – крутиться в колесе времени предстоит на четырех больших локациях с множеством развилок, а стиль игры каждый волен выбрать сам. Влететь с двух ног, исправив дефицит свинца в организме всех супостатов стоящих на пути к главной цели, либо же порхать незримой, но смертоносной тенью, причем второй вариант может дать гораздо больше – подслушивание диалогов потерявших бдительность весельчаков зачастую дает ценные подсказки для прохождения, обогащает знание лора и подкидывает наводки к ценному луту. Впрочем, и массовый выкос тоже бывает полезным, предоставляя возможность тщательно изучить локацию в тишине и покое.
Пушек в игре хватает, буквально на любой вкус и стиль игры – громкие бахалки ближнего боя, пулеметы и автоматы найдут свое место в сердечке любителей забористых заруб, а снайперские винтовки и бесшумные виды орудий придутся по душе поклонникам более чистых операций. Любителей собрать сет своей мечты порадует широкий ассортимент брелоков для Кольта и инструментов смертоубийства - с их помощью можно ускорить персонажа, сделать его тушку более толерантной к свинцу, повысить точность оружия, обучить героя дополнительным трюкам и многое другое. Стрелять весело – тушки злодеев эффектно отлетают, напичканные дробью, а безмозглые тыковки задорно лопаются на потеху окружающим. Правда, нет-нет, но физический движок любит дать джазу и отправить бездыханное тело очередного бедолаги в стратосферу.
В качестве жирненькой вишенки на тортике игрового процесса выступают способности, кои мы вольны отбирать у обреченных на погибель идеологов. Телепортация, телекинез, невидимость, режим берсерка и сплетение врагов в одну метацепь, для переноса урона от одного супостата к другим товарищам по несчастью, здорово разнообразят геймплей и открывают новые двери перед игроком на поле экспериментов. Все это тоже подвергается улучшению – достаточно лишь убить носителя определенной способности повторно и забрать его способность еще раз. Играть в Deathloop действительно весело, а богатые на интересные уголки и развилки локации так и манят себя изучить. Но и здесь без ложки дегтя не обошлось – возвращение на одни и те же локации с каждым циклом снижают градус напряжения, и ближе к концу игре просто нечем это компенсировать.
И все бы хорошо, если бы не один нюанс, который бессовестно топчет всю малину – искусственный интеллект. В бою болванчики демонстрируют поразительное рвение поскорее расстаться с жизнью – прут напролом толпами одним и тем же путем, считают ворон в полный рост, усердно делают вид, что предсмертные вопли их соратников под грохот выстрелов – лишь навязчивая галлюцинация и пранк, и не замечают слона перед носом в стелс-секвенциях. Такое поведение можно, конечно, объяснить фактическим бессмертием на острове, из-за чего инстинкт самосохранения рудиментарно отсох, а разум размяк в потоке бесконечного веселья. При этом, разработчики пытаются это безобразие даже как-то обыграть – очередной слепошарый дурачок, завидев Кольта метрах в двух, просто посетует на то, что очки неудобно носить на маске, и пойдет по своим делам. Нет, Arkane, попытка забавная, оригинальная и смелая, но твердый неуд, так просто нельзя.
Объем информации игра подает довольно солидный, и изучить ее досконально, настроить боевой сет, а также выбрать следующую цель можно в квартире Кольта, которая выступает в роли хаба. На ней держится еще один важный узел игровой механики – каждый раз при переходе из локации в хаб, время суток, коих четыре – утро, день, вечер и ночь, сдвигается вперед, а идеологи не любят торчать на одном месте целый день. Посему игроку придется немного поломать голову, дабы спланировать идеальную операцию. Не вышло убить всех идеологов за один день? День перезапустится и павшие тушки вновь оживут.
Дабы не оставить игрока в пучине слез и рейджквитов, разработчики подготовили пару фундаментальных поблажек. Понравившееся оружие, брелоки и способности можно таскать с собой из петли в петлю, если насытить их Резидиумом – особым энергетическим веществом, выступающим местной игровой валютой. А если же незадачливый герой все же падет смертью храбрых в жарком бою, то не спешите швырять контроллер в стену, ибо игра в рамках одного задания оживит Кольта два раза в случае фатальной ошибки. Главное, не забыть вернуться к месту погибели и собрать весь растерянный Резидиум.
Есть в игре и онлайн-составляющая. Если Кольт хочет разорвать петлю, то Джулиану вполне устраивает вечный банкет, вокруг чего и крутится их конфликт. La femme fatale появляется на локациях случайно, о чем игра обязательно оповестит, но ее роль может перехватить другой живой игрок, что придает пикантности действу и заставляет действовать осторожнее и внимательнее смотреть по сторонам. Для рьяных любителей личного пространства есть хорошая новость – функцию можно отключить, оставшись в уютном одиночестве.
Здравствуй, Void Engine, давно не виделись, ты совсем не изменяешь привычкам – статтеры, долгие загрузки и фризы все так же волнуют сердечки миллионов игроков. Нет, серьезно, арт-дирекшен в Deathloop заставит выразить свое почтение любого, ибо красочно, стильно, вкусно, но техническая часть оставляет много вопросов. Почему 80 кадров в секунду ощущаются, как 40? Почему счетчик кадров скачет, как умалишенный? Что с физикой? Почему разработчики за столько лет не вылечили детские болячки, простительные в Dishonored 2? Почему игрокам потребовалось обрушить пользовательскую оценку, дабы уважаемые французы обратили на свое техническое детище внимание? Вопросов слишком много. Срам можно было бы прикрыть традиционным нытьем о многообразии пользовательских сборок, но все то же самое наблюдается и в версии для PS5. Пилите, Шура, пилите.
Подводя черту, можно с уверенностью сказать, что Deathloop хоть и не стала бомбочкой или сюрпризом года. Перед нами добротный представитель практически почившего жанра immersive sim – дающий необходимую свободу и поощряющий эксперименты. Живая история отлично мотивирует, визуал приятен глазу, а широкая вариативность местной песочницы обязательно привлечет своего игрока, подарив несколько приятных вечеров в своей компании. К сожалению, абсолютно никчемный искусственный интеллект и технические огрехи, а также некая репетативность процесса ближе к концу грузом тянут действительно хороший проект вниз, не позволяя вырваться в высшую лигу.
Плюсы:
- Прекрасный визуальный стиль и приятный аудиоряд;
- В меру интересная история;
- Большой простор для геймплейных экспериментов;
- Любопытная онлайн-составляющая.
Минусы:
- Отвратительный искусственный интеллект;
- Посредственная оптимизация;
- Снижение темпов динамики во второй половине игры;
Вердикт: Манящий остров чудес, такой неидеальный, но все же чертовски приятный. До вершины не хватило до обидного мало - полировки, темпа и вменяемых противников.