Князь Святослав. X век.
Первый доподлинно известный киевский князь со славянским именем. Его внешность подробно описана византийским историком Львом Дьяконом.
Широкая грудь, крепкий затылок, ясные голубые глаза. Бритая голова с длинным чубом (знак принадлежности к знатному роду), длинные усы. Одежда отличалась от одеяний его дружинников только чистотой.
В X веке особых различий в одежде и убранстве между князем и его дружиной еще нет. Единственная отличительная черта (знак власти) – драгоценная серьга. Это не удивительно, князь пока еще только первый среди равных.
Ярослав Мудрый. XI век.
Представления о достойной княжеской одежде со времен Святослава сильно изменились. Князья к этому времени становятся полноценными правителями, отсюда повышенные требования к облику. Окладистая борода становится непременным условием монарха.
Князья стали одеваться в длинные кафтаны, подпоясывались расшитыми драгоценностями поясами. На плечах богатые плащи. Обязательным атрибутом была искусно вышитая шапка с меховой оторочкой и сафьяновые сапоги. Многослойность одежды подчеркивала знатность и богатство человека. Наглядно показывает облик князей икона с изображением князей XI века Бориса и Глеба (внуки Святослава).
Иван IV Грозный. XVI век.
К XVI веку требования к убранству царя только увеличиваются. Золото, серебро, драгоценные камни – непременные путники официальных царских одежд. Яркий пример – Шапка Казанская.
Изготовлена специально для Ивана Грозного в 1552 году (примерно) по случаю покорения Казанского ханства. Золото, жемчуг, алмазы пышно украшают этот головной убор. Венчает его сапфир в 90 карат (кстати, подобных шапок у Ивана Грозного было несколько).
Петр I Великий. XVII – XVIII века.
Старорусский стиль в царском облике сохранялся до конца XVII века. До тех пор, пока Петр I его кардинально изменил. С его восшествием на престол царская одежда претерпела кардинальное преображение. Так как царь всегда называл себя слугой народа, то и одежду он предпочитал простую (по царским меркам). Петр в основном одевался в европейское платье. Камзол, ботфорты и непременная треуголка – таков его повседневный стиль. На официальных портретах его облик тоже европейский, с небольшими дополнениями в виде атрибутов царской власти.
Екатерина II Великая. XVIII век.
Императрица прочно следовала в фарватере великого предка. Во внешнем виде монарха прочно укоренился европейский вид. С небольшими дополнениями местного значения в виде короны Российской империи (специально создана в 1762 году специально для коронации Екатерины II).
Николай II. XIX – XX века.
Одежда при Николае II была призвана показывать социальный статус человека, а также его профессиональную принадлежность. Существовали специальные уложения по ношению мундиров, и даже дамских платьев.
Император, как первое лицо государства обязан был задавать тон в этом (как и во многих других) вопросе.
На множестве портретов и фотографиях Николай II предстает перед нами в мундирах самых разный родов войск Российской империи. Это Преображенский полк, Кавалергардский, Уланский, Кирасирский и т.д.
Официальный, парадный мундир Николая II продуман до мелочей, каждый аксельбант на своем месте, каждый знак отличия несет особый смысл.
Интересно? Подписывайтесь!