О нем слагали анекдоты, он был любимчиком женщин, а мужчины хотели быть на него похожими. Если на киноафишах значилось его имя – это гарантировало успех картине. В сентябре мы простились с Профессионалом – Жаном-Полем Бельмондо. Легендарный французский актер скончался на 89-м году жизни. В чем феномен Бельмондо, почему фильмы с его участием остаются шедеврами?
Спортсмен-каскадер
А ведь актером Жан-Поль мог и не стать. В 18 лет он был чемпионом Парижа по боксу, входил в сборную. У него не было ни одного нокаута – только победы или ничья. Наверное, поэтому на экране мы видим настоящего сильного, смелого, ловкого мужчину, а не киношного героя. Часто трюки в фильмах исполнял сам, страх ему был неведом. Единственное, о чем беспокоился, – выполнить все, как нужно. Жан-Поль бегал по крышам, висел на окне мчащегося автобуса, шагал по крыше движущегося поезда. А в фильме «Чудовище», где играл каскадера, Бельмондо стоял на самом верху летящего самолета.
Каскадерскому искусству он учился у блистательного профи Жильбера Деламара, который был дублером в рискованных съемках Жерара Филипа, Жана Маре, Алена Делона и Джины Лоллобриджиды. Даламар спас жизнь Бельмондо, когда тот повис над пропастью на канате.
Только после одного несчастного случая на съемочной площадке актер разрешил выполнять сложные сцены дублеру-каскадеру. И на то время ему было уже за 50!
Подсчитано, что в кино Жан-Поль Бельмондо выполнил более 150 трюков и некоторые из них придумал сам.
Великолепное чудовище
На советских экранах Бельмондо дебютировал с фильмом «Великолепный» – пародией на Джеймса Бонда. Но так как в СССР такого героя не знали, то не восприняли и юмор. Многие критики вообще удивляются выбору этой ленты для проката в Союзе. Главный герой борется с русскими агентами, поэтому при дубляже многое поменялось. Так, Албания стала вымышленной страной Алвазией, главный злодей Карпов – Карпштофом.
По достоинству оценили советские зрители Бельмондо в ленте «Картуш». Его посмотрели почти 35 миллионов. Это было кино для парней, которые знали толк в мушкетерской романтике. Рекорд «Картуша» побил только вышедший в 1980 году фильм «Чудовище» – более 40 миллионов зрителей. Кинокритики успех проката этой ленты в Союзе видят еще и в том, что харизматичного актера Бельмондо озвучивал любимец советской публики Караченцов.
Бельмонтизм
И все же между спортивной и артистической карьерой Бельмондо выбирает последнюю. Ведь его родители принадлежали к творческому бомонду: мама занималась живописью, отец был скульптором. Маленький Жан-Поль много времени проводил в его мастерской. Бельмондо даже отказался принимать премию «Сезар» за главную роль в картине Клода Лелуша «Баловень судьбы», потому что скульптор Сезар (автор статуэтки) нелестно отзывался о работах его отца. Жан-Поль открыл музей, где собрал около 250 скульптур и более 800 рисунков своего родителя, чтобы у широкой публики была возможность познакомиться с его талантом.
Интересно, что преподаватели Высшей национальной консерватории драматического искусства, куда Бельмондо поступил в 20 лет, пророчили ему из-за специфической внешности только второстепенные роли и амплуа негодяя. Но они ошиблись. Он стал очень востребованным актером, разноплановым. Ему успешно удавались как драматические роли, так и комедийные. В лучшие его времена Бельмондо снимали в шести фильмах в год.
В 26 лет после исполнения роли аморального и обаятельного типа Мишеля Пуакара в фильме Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» он проснулся знаменитым. Лента произвела фурор своим смелым визуальным стилем, включающим ручную съемку и рваный монтаж. «На последнем дыхании» и сейчас считается одним из величайших фильмов.
В 1960-е годы Бельмондо стал кумиром своего поколения – этакий молодой бунтарь с неотразимой улыбкой. Даже появился термин «бельмонтизм» – увлечение образами, которые создавал в кино Жан-Поль.
Во Франции Бельмондо ласково называли «Бебель» – баловень судьбы. Таким он и был. На счету актера более 90 ролей в кино и премия «Золотой лев» за вклад в мировой кинематограф. Его партнершами по фильмам были самые роскошные актрисы: Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Катрин Денев, Клаудиа Кардинале…Его снимали великие режиссеры Жан-Люк Годар, Луи Маль, Жерар Ури, Клод Лелюш, Франсуа Трюффо…
Мы знаем Бельмондо как потрясающего киноактера, но многие оценили и его театральный талант. Спектакли проходили с аншлагом.
Еще одна страсть Бельмондо – футбол. Он даже создал свою команду и с ней играл по всему Лазурному побережью благотворительные матчи, собирая средства для Общества Красного Креста Грейс Келли. Актер был и за тренера, и за бомбардира.
Такая разная красота
В документальном фильме «Бельмондо глазами Бельмондо» Жан-Поль признался: «Если бы не было Алена Делона, то, возможно, не было бы и Бельмондо. Кто знает?». Оба актера говорили, что они конкурировали только на съемочной площадке, а в жизни были друзьями. Ален Делон, конечно, безупречный красавчик, но Бельмондо покорял женские сердца своей фирменной обаятельной улыбкой, а еще силой и добротой. Он стал символом новой красоты – с перебитым носом, большим ртом и прищуренным взглядом романтического героя.
Бельмондо и Делон вместе снялись в восьми фильмах. В образе двух гангстеров они контролируют нелегальный бизнес в фильме Жака Дере «Борсалино». В «Одном шансе на двоих» Патриса Леконта они играют двух предполагаемых папаш одной девушки. Режиссер признавался: два прославленных актера являются диаметральными противоположностями, но именно это позволяло им дополнять друг друга, что делало их очень близкими.
В последний раз они встречаются на съемочной площадке в 2000-м при создании фильма «Актеры». Это кино Бертрана Блие называют попыткой задержать уходящую эпоху расцвета французского кинематографа, в нем встретилось много звезд 1950-80-х годов.
После смерти Бельмондо Ален Делон признался: «Я совершенно раздавлен. Постараюсь не последовать за ним в ближайшие пять часов. Однако было бы неплохо, если бы мы ушли вместе. Это часть моей жизни, мы начинали вместе 60 лет назад».
Без спецэффектов
Говорят, в конце жизни Бельмондо нередко шутил, что на его похоронах обязательно должен быть вертолет, к которому на стропах нужно подвесить гроб. Из него будет видна лишь его рука, машущая французам на прощание.
В последний путь великого и любимого миллионами актера провожали под легендарную мелодию Эннио Морриконе: ее когда-то Бельмондо услышал по радио и попросил включить в фильм «Профессионал». Никто не мог сдержать слез. На этот раз мы оплакивали не киногероя, а того, кто его потрясающе сыграл.
Прощание Бельмондо с кино произошло в фильме «Человек и его собака» в 2008-м. Он согласился на эту роль только потому, что ему представилась возможность сыграть старого и немощного человека, самого себя, как он заметил, без спецэффектов, пережившего два инфаркта.
Дарья ПОТАПЕНКО