Понятие общества риска стало широко использоваться в последние десятилетия ХХ века, благодаря, в том числе, и книге немецкого социолога Ульриха Бека, которая так и называлась – "Общество риска".
Его теорию причисляют к социокультурному направлению, и ее суть в том, что в данный момент #общество находится в переходном периоде от индустриального типа к обществу риска. То есть Бек делает упор не на технологические и экономические показатели, а на то, как они влияют на людей, на культуру.
Чем больше модернизируется общество, тем больше в нем риска, и он начинает все глубже определять все сферы общественной жизни. То есть прогресс приводит к тому, что некоторое процветание сопровождается появлением и все большей опасности. Ведь развитие общества проявляется, прежде всего, в технологических изменениях. Они очевидны. Но новые технологии идут рука об руку с новыми же технологическими рисками. Все это аукается на людях, то есть в социокультурной среде.
Бек отмечает, что #риск всегда связан с обществом, поскольку имеет отношение к людям. От того, насколько качественны социальные отношения, зависит объем риска. А его степень может быть определена только экспертами.
Опасность, которую несет в себе тот или иной риск, невозможно просчитать заранее в каких-то точных определениях. Невозможно предсказать будущее совершенно точно. К тому же растет индивидуализация общества, что связано и с ростом личной ответственности за принимаемые решения. Никто не готов брать на себя больше ответственности, чем он может нести на своих плечах. Да этого и не нужно.
Прогресс технологий в наше время непременно связан с наукой. Наукоемкость постоянно повышается, в результате меняется и логика производства – риск становится его неотъемлемой частью. Более того – он уже лежит в основе западной цивилизации.
Значит, общество становится тем более рискогенным, чем стремительнее идут темпы индустриализации, которые порождают непредсказуемые негативные последствия в будущем. Например, открытие рентгеновских лучей (то есть достижение науки) почти сразу начали использовать в медицине, возник рентгеновский аппарат (новая технология), и с самыми лучшими намерениями он применялся на людях при диагностировании болезней. Трудно переоценить значение рентгеновского исследования, благодаря ему были вылечены миллионы людей, потому что были верно поставлены диагнозы.
Но вскоре стало ясно, что подобные исследования еще и несут большой риск. Рентгеновские лучи опасны.
Поэтому Бек и говорил, что если раньше производилось и распределялось богатство, то теперь – риск. Опасность усугубляется тем, что современные технологические риски невозможно увидеть или почувствовать воочию. Поэтому кажется, что все отлично, все спокойно. Обычный человек не ждет нападения от своего тостера. Почему? Потому что эксперты сто раз проверили изделие до того, как допустить его до потребителя, и подтвердили его безопасность, указав на возможные риски. Таким образом, небывалую ранее значимость приобретает экспертное знание.
Еще одна особенность "общества риска" – универсальность. То есть современные риски не знают границ. Техногенная катастрофа, где бы она ни случилась, влияет на всю планету. При этом усугубляется социальное неравенство. Сейчас оно во многом завязано на безопасности. В выгодной ситуации находятся люди, чья безопасность защищена наилучшим образом. А это те, у кого в руках деньги и власть. В первую очередь, они обеспечивают себе щит перед рисками. В последнюю очередь подобная забота направляется на других.
Бек полагал, что возможно появление общности «жертв рисков», а объединившись, они могут стать мощной политической силой.
#социология
Читайте еще на моем канале:
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Зримый и величественный призрак из прошлого: корабль Vasa в Стокгольме