Приветствую вас, дорогие друзья! Инквизиция… Что первое приходит на ум, когда мы слышим это слово? Костры, на которых горят «ведьмы» и ученые, нечеловеческие пытки, всякие там «испанские сапожки» и т.п. Обычно так. И нельзя сказать, что это совсем уж несправедливо. Но и не совсем справедливо. Давайте попробуем разобраться…
Вспомнилось, к слову: когда мы с сыном лет десять или одиннадцать назад смотрели фильм «Время ведьм», я ужасно переживала в начале фильма за женщин, обвиненных в колдовстве и повешенных. А потом они как начали из-под моста выпрыгивать… Я говорю сыну: «Надо же, а я-то думала: схватили первых попавшихся теток просто так, ни за что ни про что, и повесили… А они и правда были ведьмы». А мой четырнадцатилетний сын эдак глубокомысленно мне отвечает: «Мама, просто так, ни за что ни про что, никого не хватают». Тогда я посмеялась. А ведь он отчасти был прав.
Да, мы уже накрепко запомнили, что инквизиция – это жестокое преследование инакомыслящих. Именно так мы, современные люди, сейчас это и представляем: злые инквизиторы хватают ни в чем не повинных людей, пытают их и безжалостно отправляют на костер. Далеко не все копают глубже и интересуются соотношением цифр оправданных инквизицией и приговоренных к наказанию. А ведь первых в разы больше!
Со своего появления до Средних веков, когда и образовалась инквизиция, христианская церковь прошла долгий путь. Подпольная секта, скрывавшаяся в римских катакомбах, во времена Средневековья стала, пожалуй, самой могущественной организацией если не мира, то Европы. Но и внутри церкви постоянно разгорались горячие споры о том, что же есть христианство истинное и как именно догматы веры должны формулироваться. Церковь должна оставаться сильной и единой, чтобы ее авторитет был непоколебим. Но этого добиться никак не получается – разнообразные трактовки учения Христа возникают постоянно. Уже то тут, то там в Европе появляются проповедники, которые учат народ совсем не тому, что говорят католические пастыри. В конце концов, стало понятно, что Церкви, дабы не позволить разрушить свой авторитет и подорвать основы ее власти, нельзя разрешать еретикам спокойно проповедовать свои взгляды. И вот начиная с XII века католическая церковь принимается активно расследовать все дела, касающиеся ересей. Папа римский Иннокентий III в 1215 году учреждает особый церковный суд, получивший название «инквизиция» - от лат. inquisitio – «расследование».
Еще в конце XII века монахами-доминиканцами были разработаны основные виды расследования, дознания и выявления еретиков. Уже тогда создавались специальные опросные листы, которые помогали инквизитору определить, с кем он имеет дело – с еретиком-преступником или просто с человеком, наговорившим глупостей.
Часто в качестве родины инквизиции называют Испанию, но это не так. Родина инквизиции, как безжалостной и могущественной организации в борьбе с ересями, является юг Франции. Именно в южной Франции в XII веке появилось два мощных религиозных движения – катары (альбигойцы) и вальденсы. Нет, они не заявляли о себе как о врагах церкви. И вовсе не призывали разрушать храмы и убивать священников. Но они посягали на монополию католической церкви в деле изучения Священного Писания – а уж этого Рим им спустить с рук не мог. И поэтому в регионы, охваченные вышеназванными ересями, было направлено несколько папских легатов, имеющих особые полномочия.
Поначалу, конечно, о насилии речи не шло. Папские легаты действовали мирными методами – например, устраивали публичные богословские диспуты. Но увы, это не приносило практически никаких результатов. И у катаров, и у вальденсов к тому времени были созданы весьма мощные организации, у них были свои лидеры, активно проповедующие среди простого народа. И кстати, на сторону сектантов переходили не только простые крестьяне, но и некоторые крупные феодалы. А это уже угрожало не только власти католической церкви, но и власти королей, вассалами которых являлись еретики. Поэтому папские посланцы перешли к более жестким действиям – и тут же получили соответствующий отпор: в 1209 году был убит папский легат Пьер Кастельно.
В 1211 году, в отместку за это убийство, инквизиция отправила на костер восемьдесят вальденсов. А уж против альбигойцев начат был самый настоящий крестовый поход, опустошивший провинцию Лангедок. С этого времени инквизиторы перестают стесняться в средствах – именно в XIII веке инквизиция действовала максимально решительно и жестко. В результате вспыхнуло несколько крупных народных восстаний во французских городах.
Но как бы там ни было, а в сложившейся ситуации инквизиции необходима была сила – ведь у церкви не было своей армии. И силу эту могли дать только светские монархи. Таким образом, инквизиция оказалась в прямой зависимости от владык различных земель – королей, герцогов и графов. Вот от того, как действовали светские владыки, и зависели действия инквизиционных трибуналов в различных странах. В Священной Римской империи светская поддержка инквизиции была весьма слабой, а в Англии, например, инквизиция и вовсе никакого веса не имела. Слабели постепенно позиции инквизиторов и во Франции, поскольку светской власти не нравилось слишком активное вмешательство Рима во внутренние французские дела. Казалось бы, инквизиция постепенно сходит на нет…
Но с XV века настоящим оплотом инквизиции становится Испания. Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская (между прочим, за ревностное служение католичеству, оба получили титул «католические короли») в 1480 году основали в Севилье новый инквизиционный трибунал. Большинство страшных историй о пытках в застенках инквизиции связаны именно с инквизицией испанской. И в самом деле, испанские инквизиторы во главе со знаменитым Торквемадой только за первые пятнадцать лет своей деятельности отправили на костер более двух тысяч человек. Что примечательно, в большинстве своем это были вовсе не сектанты-еретики и не люди, обвиняемые в колдовстве, а иудеи, перешедшие в католическую веру.
Причины гонений на крещеных евреев – чисто политические. Иудейские погромы были самым обычным делом в Европе на протяжении всех Средних веков. Очень часто переход в католическую веру – это был единственный способ для еврея сохранить жизнь и свою собственность. Переходя в христианство, иудеи переставали быть изгоями и становились равноправными членами общества со всеми сопутствующими правами. Как раз в Испании проживало особенно много евреев, перешедших в христианство. В основном они занимались разного рода предпринимательской деятельностью – что вполне понятно, это традиции их народа. И преуспевали, но по этой же причине нажили себе множество врагов и завистников. Со временем придворные интриганы сумели убедить «католических королей» в том, что иудеи переходят в христианство только для вида, и более того – готовят заговор против государственной власти и церкви.
На самом деле историкам не удалось обнаружить следов такого заговора, но в Средние века таких обвинений было более чем достаточно для того, чтобы последовали массовые репрессии. И инквизиция охотно приняла участие в этих репрессиях, ибо стремилась угодить монархам. А трибуналы, между прочим, были завалены доносами на крещеных иудеев. И кто бы вы думали, писал эти доносы? Да те же самые иудеи! Те, которые не сменили веру и ненавидели «предателей» - они постарались уничтожить их руками инквизиторов.
А как же колдуны и ведьмы, традиционные «клиенты» инквизиции? Да, были и они, как же без них! Конечно, испанская инквизиция не только избиением крещеных иудеев занималась, еретиками, колдунами и ведьмами – тоже. Но здесь следует учитывать один весьма важный момент.
Средневековое общество – это общество в высшей степени традиционное. И христианская вера – едва ли не основная из этих традиций. Любой человек, выходящий за рамки традиционных представлений, представлял собой угрозу существующему порядку. Как это ни жестоко (но не забудьте, что мы говорим не о современности, а о Средних веках, временах, когда обществу гуманность не была свойственна ни в малейшей степени) – такого человека было проще уничтожить для общего спокойствия. С бродягами расправлялись безжалостно. Профессия странствующего актера была опасной и презренной. Ну а уж если человека подозревали в колдовстве – у него практически не было шансов спасти свою жизнь. Нет, один был! Этот шанс – суд инквизиции. Вы удивлены?
А вот не удивляйтесь. Дело в том, что суд инквизиции никогда не выносил приговора без тщательного расследования, длившегося иногда годами. А вот крестьяне в деревне самолично расправлялись с подозрительными людьми без всякого суда. Иногда просто так, «на всякий случай, а то мало ли». У феодалов же было право «суда сеньора», и они по этому праву без тени колебания вешали какого-нибудь бродягу за то, что тот попался в принадлежащем им лесу, или деревенского «колдуна».
И уж настоящий ад кромешный и подлинную «охоту на ведьм» устроили в результате Реформации в протестантских регионах. У протестантов не было инквизиции, но «ведьм» они сожгли во много раз больше, чем католики. Это не кто иной как Кальвин придумал особое сожжение – на сырых дровах, поскольку ему казалось, что еретики слишком быстро умирают на обычном костре. Это Лютер непрестанно требовал выявлять ведьм и сжигать их живыми. После смерти Лютера в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали даже больше, чем в землях, оставшихся католическими. Историк Иоганн Шерр писал: «Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры». По выражению раскаявшегося фон Шпее, «по всей Германии отовсюду поднимается дым костров, который заслоняет свет». Вот так, а ведь католической инквизиции там не было!
Расследования же суда инквизиции были далеко не формальными. Современные исследователи подсчитали, что большая часть приговоров, вынесенных судом инквизиции, были оправдательными! Да и обвинительные в большинстве случаев не означали казни, а ограничивались покаянием и церковной епитимьей. И – важный момент – инквизиция никого не казнила. Казнь не была в ее полномочиях. Если человек был признан еретиком – его отлучали от церкви и передавали светскому суду. И только светский суд, а именно – король, герцог или граф той или иной земли – имел право вынести смертный приговор.
И простые люди как раз хорошо знали, что от благородных сеньоров пощады не жди. Сеньору проще отправить человека на казнь, чем разбираться в его деле. Поэтому было немало таких случаев, когда преступник, задержанный за уголовное преступление, начинал богохульствовать и проклинать церковь – для того, чтобы светские власти передали его суду инквизиции. Ибо там какая-никакая надежда на снисхождение все же имелась.
Если у вас создалось впечатление, что я оправдываю инквизицию – оно ошибочно. Да и не нуждаются события далеких веков ни в каком нашем оправдании – эти события принадлежат определенной эпохе, с иными ценностями. Инквизиция – это детище своего времени. Разумеется, инквизиторы были далеко не ангелы во плоти. Инквизиция пугала всех – от королей до крестьян. И не без оснований, конечно. У суда инквизиции был настолько высокий авторитет, что никто не смел усомниться в справедливости приговора. Злоупотребления? Да. От них не застрахована ни одна организация. Ссора с инквизитором – это приговор, об этом знали все. И да, многие святые отцы этим с удовольствием пользовались.
Опять же, некоторые инквизиторы демонстрировали прямо-таки слишком великое рвение. В пример можно привести хотя бы печально известный «Молот ведьм», написанный монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером и Генрихом Крамером. Этот трактат представляет собой руководство по борьбе с колдунами, а точнее – колдуньями, ибо авторы полагали, что женская природа более греховна, чем мужская, и женщины колдуют больше, чем мужчины. Богословских аргументов в пользу этого в «Молоте ведьм», говоря по правде, немного, зато есть подробные инструкции, как нужно допрашивать ведьму. И эти рекомендации таковы, что следуя им, не составит никакого труда «доказать» виновность любого человека. Вообще любого, а уж у напуганной неграмотной крестьянки, путающейся в показаниях, и вовсе никаких шансов на оправдание не было.
Но следует отметить и то, что «Молот ведьм» церковь никогда официально не рекомендовала для использования. А одного из авторов, Генриха Крамера, в 1490 году сама же инквизиция и осудила за изуверские способы ведения допроса. Исследователями подсчитано, что пытки к подозреваемым применялись примерно в двух процентах дел, рассматриваемых судом инквизиции. В остальных случаях дело ограничивалось словесным допросом.
И конечно, нельзя не упомянуть о самой известной жертве инквизиции – о философе и ученом Джордано Бруно. Он был сожжен на костре в 1600 году. Вот только обвинение, предъявленное ему, - это не занятия наукой. Его осудили за слова о том, что «монахи позорят мир», дева Мария не могла родить, Христос совершал «мнимые чудеса», а сам Бруно вскоре станет главой секты под названием «Новая философия». И все это неосторожный Бруно наговорил, являясь монахом католической церкви! И то следствие велось целых шесть лет! И только после того, как Бруно многократно отказался раскаяться в своих словах, он был передан светской власти, которая и вынесла смертный приговор.
А вот общее количество жертв инквизиции до сих пор не удалось подсчитать. В зависимости от симпатий, испытываемых или не испытываемых к католической церкви, исследователи называют количество от четырех тысяч до пятидесяти тысяч человек. Одно известно точно – в протестантских регионах Европы, где инквизиции не было, этих жертв гораздо больше. Да и сам термин «охота на ведьм» принадлежит протестантам. Невероятно, но факт.
Читайте на канале другие публикации на исторические темы: Павлик Морозов: история одного предательства / самозванец Тимофей Анкудинов: князь Иван Васильевич / Фанни Каплан / Марина Мнишек / Хованщина / Оливер Кромвель / Восстание декабристов.
Пожалуйста, оставляйте свои комментарии - это важно для канала. Если вы еще не подписаны на канал - присоединяйтесь к нам, мы будем рады! Если у вас есть возможность поделиться публикациями в социальных сетях - пожалуйста, сделайте это, вы очень поможете каналу. Стрелочка "Поделиться" находится под публикацией. #история #святая инквизиция #христианство #молот ведьм #культура