Найти тему
Мышь библиотечная

Царство страха. Поговорим о святой инквизиции

Иллюстрация из открытого источника
Иллюстрация из открытого источника

Приветствую вас, дорогие друзья! Инквизиция… Что первое приходит на ум, когда мы слышим это слово? Костры, на которых горят «ведьмы» и ученые, нечеловеческие пытки, всякие там «испанские сапожки» и т.п. Обычно так. И нельзя сказать, что это совсем уж несправедливо. Но и не совсем справедливо. Давайте попробуем разобраться…

Вспомнилось, к слову: когда мы с сыном лет десять или одиннадцать назад смотрели фильм «Время ведьм», я ужасно переживала в начале фильма за женщин, обвиненных в колдовстве и повешенных. А потом они как начали из-под моста выпрыгивать… Я говорю сыну: «Надо же, а я-то думала: схватили первых попавшихся теток просто так, ни за что ни про что, и повесили… А они и правда были ведьмы». А мой четырнадцатилетний сын эдак глубокомысленно мне отвечает: «Мама, просто так, ни за что ни про что, никого не хватают». Тогда я посмеялась. А ведь он отчасти был прав.

Да, мы уже накрепко запомнили, что инквизиция – это жестокое преследование инакомыслящих. Именно так мы, современные люди, сейчас это и представляем: злые инквизиторы хватают ни в чем не повинных людей, пытают их и безжалостно отправляют на костер. Далеко не все копают глубже и интересуются соотношением цифр оправданных инквизицией и приговоренных к наказанию. А ведь первых в разы больше!

Со своего появления до Средних веков, когда и образовалась инквизиция, христианская церковь прошла долгий путь. Подпольная секта, скрывавшаяся в римских катакомбах, во времена Средневековья стала, пожалуй, самой могущественной организацией если не мира, то Европы. Но и внутри церкви постоянно разгорались горячие споры о том, что же есть христианство истинное и как именно догматы веры должны формулироваться. Церковь должна оставаться сильной и единой, чтобы ее авторитет был непоколебим. Но этого добиться никак не получается – разнообразные трактовки учения Христа возникают постоянно. Уже то тут, то там в Европе появляются проповедники, которые учат народ совсем не тому, что говорят католические пастыри. В конце концов, стало понятно, что Церкви, дабы не позволить разрушить свой авторитет и подорвать основы ее власти, нельзя разрешать еретикам спокойно проповедовать свои взгляды. И вот начиная с XII века католическая церковь принимается активно расследовать все дела, касающиеся ересей. Папа римский Иннокентий III в 1215 году учреждает особый церковный суд, получивший название «инквизиция» - от лат. inquisitio – «расследование».

Папа римский Иннокентий III. Из открытого источника
Папа римский Иннокентий III. Из открытого источника

Еще в конце XII века монахами-доминиканцами были разработаны основные виды расследования, дознания и выявления еретиков. Уже тогда создавались специальные опросные листы, которые помогали инквизитору определить, с кем он имеет дело – с еретиком-преступником или просто с человеком, наговорившим глупостей.

Часто в качестве родины инквизиции называют Испанию, но это не так. Родина инквизиции, как безжалостной и могущественной организации в борьбе с ересями, является юг Франции. Именно в южной Франции в XII веке появилось два мощных религиозных движения – катары (альбигойцы) и вальденсы. Нет, они не заявляли о себе как о врагах церкви. И вовсе не призывали разрушать храмы и убивать священников. Но они посягали на монополию католической церкви в деле изучения Священного Писания – а уж этого Рим им спустить с рук не мог. И поэтому в регионы, охваченные вышеназванными ересями, было направлено несколько папских легатов, имеющих особые полномочия.

Проповедь вальденсов. Из открытого источника
Проповедь вальденсов. Из открытого источника

Поначалу, конечно, о насилии речи не шло. Папские легаты действовали мирными методами – например, устраивали публичные богословские диспуты. Но увы, это не приносило практически никаких результатов. И у катаров, и у вальденсов к тому времени были созданы весьма мощные организации, у них были свои лидеры, активно проповедующие среди простого народа. И кстати, на сторону сектантов переходили не только простые крестьяне, но и некоторые крупные феодалы. А это уже угрожало не только власти католической церкви, но и власти королей, вассалами которых являлись еретики. Поэтому папские посланцы перешли к более жестким действиям – и тут же получили соответствующий отпор: в 1209 году был убит папский легат Пьер Кастельно.

В 1211 году, в отместку за это убийство, инквизиция отправила на костер восемьдесят вальденсов. А уж против альбигойцев начат был самый настоящий крестовый поход, опустошивший провинцию Лангедок. С этого времени инквизиторы перестают стесняться в средствах – именно в XIII веке инквизиция действовала максимально решительно и жестко. В результате вспыхнуло несколько крупных народных восстаний во французских городах.

Альбигойский крестовый поход. Осада Тулузы в 1217 году. Из открытого источника
Альбигойский крестовый поход. Осада Тулузы в 1217 году. Из открытого источника

Но как бы там ни было, а в сложившейся ситуации инквизиции необходима была сила – ведь у церкви не было своей армии. И силу эту могли дать только светские монархи. Таким образом, инквизиция оказалась в прямой зависимости от владык различных земель – королей, герцогов и графов. Вот от того, как действовали светские владыки, и зависели действия инквизиционных трибуналов в различных странах. В Священной Римской империи светская поддержка инквизиции была весьма слабой, а в Англии, например, инквизиция и вовсе никакого веса не имела. Слабели постепенно позиции инквизиторов и во Франции, поскольку светской власти не нравилось слишком активное вмешательство Рима во внутренние французские дела. Казалось бы, инквизиция постепенно сходит на нет…

Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская. Из открытого источника
Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская. Из открытого источника

Но с XV века настоящим оплотом инквизиции становится Испания. Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская (между прочим, за ревностное служение католичеству, оба получили титул «католические короли») в 1480 году основали в Севилье новый инквизиционный трибунал. Большинство страшных историй о пытках в застенках инквизиции связаны именно с инквизицией испанской. И в самом деле, испанские инквизиторы во главе со знаменитым Торквемадой только за первые пятнадцать лет своей деятельности отправили на костер более двух тысяч человек. Что примечательно, в большинстве своем это были вовсе не сектанты-еретики и не люди, обвиняемые в колдовстве, а иудеи, перешедшие в католическую веру.

Томас де Торквемада. Из открытого источника
Томас де Торквемада. Из открытого источника

Причины гонений на крещеных евреев – чисто политические. Иудейские погромы были самым обычным делом в Европе на протяжении всех Средних веков. Очень часто переход в католическую веру – это был единственный способ для еврея сохранить жизнь и свою собственность. Переходя в христианство, иудеи переставали быть изгоями и становились равноправными членами общества со всеми сопутствующими правами. Как раз в Испании проживало особенно много евреев, перешедших в христианство. В основном они занимались разного рода предпринимательской деятельностью – что вполне понятно, это традиции их народа. И преуспевали, но по этой же причине нажили себе множество врагов и завистников. Со временем придворные интриганы сумели убедить «католических королей» в том, что иудеи переходят в христианство только для вида, и более того – готовят заговор против государственной власти и церкви.

На самом деле историкам не удалось обнаружить следов такого заговора, но в Средние века таких обвинений было более чем достаточно для того, чтобы последовали массовые репрессии. И инквизиция охотно приняла участие в этих репрессиях, ибо стремилась угодить монархам. А трибуналы, между прочим, были завалены доносами на крещеных иудеев. И кто бы вы думали, писал эти доносы? Да те же самые иудеи! Те, которые не сменили веру и ненавидели «предателей» - они постарались уничтожить их руками инквизиторов.

А как же колдуны и ведьмы, традиционные «клиенты» инквизиции? Да, были и они, как же без них! Конечно, испанская инквизиция не только избиением крещеных иудеев занималась, еретиками, колдунами и ведьмами – тоже. Но здесь следует учитывать один весьма важный момент.

Иллюстрация из открытого источника
Иллюстрация из открытого источника

Средневековое общество – это общество в высшей степени традиционное. И христианская вера – едва ли не основная из этих традиций. Любой человек, выходящий за рамки традиционных представлений, представлял собой угрозу существующему порядку. Как это ни жестоко (но не забудьте, что мы говорим не о современности, а о Средних веках, временах, когда обществу гуманность не была свойственна ни в малейшей степени) – такого человека было проще уничтожить для общего спокойствия. С бродягами расправлялись безжалостно. Профессия странствующего актера была опасной и презренной. Ну а уж если человека подозревали в колдовстве – у него практически не было шансов спасти свою жизнь. Нет, один был! Этот шанс – суд инквизиции. Вы удивлены?

А вот не удивляйтесь. Дело в том, что суд инквизиции никогда не выносил приговора без тщательного расследования, длившегося иногда годами. А вот крестьяне в деревне самолично расправлялись с подозрительными людьми без всякого суда. Иногда просто так, «на всякий случай, а то мало ли». У феодалов же было право «суда сеньора», и они по этому праву без тени колебания вешали какого-нибудь бродягу за то, что тот попался в принадлежащем им лесу, или деревенского «колдуна».

И уж настоящий ад кромешный и подлинную «охоту на ведьм» устроили в результате Реформации в протестантских регионах. У протестантов не было инквизиции, но «ведьм» они сожгли во много раз больше, чем католики. Это не кто иной как Кальвин придумал особое сожжение – на сырых дровах, поскольку ему казалось, что еретики слишком быстро умирают на обычном костре. Это Лютер непрестанно требовал выявлять ведьм и сжигать их живыми. После смерти Лютера в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали даже больше, чем в землях, оставшихся католическими. Историк Иоганн Шерр писал: «Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры». По выражению раскаявшегося фон Шпее, «по всей Германии отовсюду поднимается дым костров, который заслоняет свет». Вот так, а ведь католической инквизиции там не было!

Мартин Лютер. Из открытого источника
Мартин Лютер. Из открытого источника

Расследования же суда инквизиции были далеко не формальными. Современные исследователи подсчитали, что большая часть приговоров, вынесенных судом инквизиции, были оправдательными! Да и обвинительные в большинстве случаев не означали казни, а ограничивались покаянием и церковной епитимьей. И – важный момент – инквизиция никого не казнила. Казнь не была в ее полномочиях. Если человек был признан еретиком – его отлучали от церкви и передавали светскому суду. И только светский суд, а именно – король, герцог или граф той или иной земли – имел право вынести смертный приговор.

И простые люди как раз хорошо знали, что от благородных сеньоров пощады не жди. Сеньору проще отправить человека на казнь, чем разбираться в его деле. Поэтому было немало таких случаев, когда преступник, задержанный за уголовное преступление, начинал богохульствовать и проклинать церковь – для того, чтобы светские власти передали его суду инквизиции. Ибо там какая-никакая надежда на снисхождение все же имелась.

Если у вас создалось впечатление, что я оправдываю инквизицию – оно ошибочно. Да и не нуждаются события далеких веков ни в каком нашем оправдании – эти события принадлежат определенной эпохе, с иными ценностями. Инквизиция – это детище своего времени. Разумеется, инквизиторы были далеко не ангелы во плоти. Инквизиция пугала всех – от королей до крестьян. И не без оснований, конечно. У суда инквизиции был настолько высокий авторитет, что никто не смел усомниться в справедливости приговора. Злоупотребления? Да. От них не застрахована ни одна организация. Ссора с инквизитором – это приговор, об этом знали все. И да, многие святые отцы этим с удовольствием пользовались.

Суд инквизиции. Из открытого источника.
Суд инквизиции. Из открытого источника.

Опять же, некоторые инквизиторы демонстрировали прямо-таки слишком великое рвение. В пример можно привести хотя бы печально известный «Молот ведьм», написанный монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером и Генрихом Крамером. Этот трактат представляет собой руководство по борьбе с колдунами, а точнее – колдуньями, ибо авторы полагали, что женская природа более греховна, чем мужская, и женщины колдуют больше, чем мужчины. Богословских аргументов в пользу этого в «Молоте ведьм», говоря по правде, немного, зато есть подробные инструкции, как нужно допрашивать ведьму. И эти рекомендации таковы, что следуя им, не составит никакого труда «доказать» виновность любого человека. Вообще любого, а уж у напуганной неграмотной крестьянки, путающейся в показаниях, и вовсе никаких шансов на оправдание не было.

"Молот ведьм". Из открытого источника
"Молот ведьм". Из открытого источника

Но следует отметить и то, что «Молот ведьм» церковь никогда официально не рекомендовала для использования. А одного из авторов, Генриха Крамера, в 1490 году сама же инквизиция и осудила за изуверские способы ведения допроса. Исследователями подсчитано, что пытки к подозреваемым применялись примерно в двух процентах дел, рассматриваемых судом инквизиции. В остальных случаях дело ограничивалось словесным допросом.

И конечно, нельзя не упомянуть о самой известной жертве инквизиции – о философе и ученом Джордано Бруно. Он был сожжен на костре в 1600 году. Вот только обвинение, предъявленное ему, - это не занятия наукой. Его осудили за слова о том, что «монахи позорят мир», дева Мария не могла родить, Христос совершал «мнимые чудеса», а сам Бруно вскоре станет главой секты под названием «Новая философия». И все это неосторожный Бруно наговорил, являясь монахом католической церкви! И то следствие велось целых шесть лет! И только после того, как Бруно многократно отказался раскаяться в своих словах, он был передан светской власти, которая и вынесла смертный приговор.

Казнь Джордано Бруно. Из открытого источника
Казнь Джордано Бруно. Из открытого источника

А вот общее количество жертв инквизиции до сих пор не удалось подсчитать. В зависимости от симпатий, испытываемых или не испытываемых к католической церкви, исследователи называют количество от четырех тысяч до пятидесяти тысяч человек. Одно известно точно – в протестантских регионах Европы, где инквизиции не было, этих жертв гораздо больше. Да и сам термин «охота на ведьм» принадлежит протестантам. Невероятно, но факт.

Читайте на канале другие публикации на исторические темы: Павлик Морозов: история одного предательства / самозванец Тимофей Анкудинов: князь Иван Васильевич / Фанни Каплан / Марина Мнишек / Хованщина / Оливер Кромвель / Восстание декабристов.

Пожалуйста, оставляйте свои комментарии - это важно для канала. Если вы еще не подписаны на канал - присоединяйтесь к нам, мы будем рады! Если у вас есть возможность поделиться публикациями в социальных сетях - пожалуйста, сделайте это, вы очень поможете каналу. Стрелочка "Поделиться" находится под публикацией. #история #святая инквизиция #христианство #молот ведьм #культура