Найти тему

О лирике Афанасия Фета: «На заре ты её не буди»…

История жизни Афанасия Фета очень драматична. С самого его появления, когда он был признан незаконнорожденным,и до смерти. Одним из трагических эпизодов его жизни была смерть его возлюбленной – Марии Лазич, с которой его судьба не сложилась из-за финансовой несостоятельности обоих. Любовь всей его жизни погибла в пожаре, и неизвестно – случайность это или самоубийство. Вину за смерть девушки поэт ощущал всю жизнь, именно поэтому все его стихи пронизаны такой тонкой трагичностью, любовью, и красотой природы. 

«На заре ты ее не буди…»

пишет автор в первой строфе. В ней мы видим прекрасную незнакомку, которая спит в лучах только-только завязавшейся зари. Мы, словно, стоим рядом с автором, над кроватью прекрасной девы. Афанасий Фет описывает её, как наблюдатель, который каждую ночь проводит у постели красавицы. И очень быстро из стороннего человека мы превращаемся близкого друга, с которым автор делится самым сокровенным.

Афанасий Фет — 1820-1892
Афанасий Фет — 1820-1892

Мы видим какую-то определенную гармонию природы и нашей лирической героини, она и свежее утро словно слились в единое целое и дополняют друг друга. Ее косы, словно ветви деревьев лежат на ее шее, ее алые щеки, словно предвестники зари. 

На первый взгляд, кажется, что сон девушки спокоен и свеж, как летнее утро, но во второй строфе автор говорит нам:

И подушка ее горяча
 И горяч утомительный сон…

Гармония, созданная автором в первой строфе, нарушается.Теперь перед нами беспокойный сон молодой девушки, в душе которой трепет вперемешку с тревожными переживаниями. «Утомительный сон» подсказывает нам, что на сердце ее печаль. Может быть, она ждет чего-то? И во сне боится пропустить то, что для нее так важно. Чтобы развить данную мысль, автор возвращает нас в вечер, предшествующий заре. 

Девушка наблюдала за луной, и чем ярче светила луна, тем тревожней становилась девушка, а поющие соловьи, предвестники зари, делали ее лицо все более беспокойным. Мы можем только предположить, чего же так боялась и ждала незнакомка. Может быть, она ждала своего возлюбленного, которого свет луны мог сделать обнаруженным? Или приближающийся день вызывал в ней такую печаль? Мы никогда не узнаем этой тайны.

Последняя строфа является зеркальным отражением первой, автор подводит на с кольцевой композиции. Этим он хочет показать, что это беспокойство, волнение, которое ощущает девушка – не единичный случай, ее сердце уже долго томится, не давая покоя её душе. Мы видим все то же утро, все ту же девушку, но теперь нет в этом той спокойной гармонии. «На заре ты ее не буди» - пишет автор, словно давая кому-то наставление. Он боится, что мы нарушим тот неспокойный сон, в который впала девушка, ведь тогда она снова погрузится в страдания вечера, ее сердце будет биться «больней и больней».

Николай Ярошенко. Спящая девушка (1881)
Николай Ярошенко. Спящая девушка (1881)

Стихотворение это обладает яркими художественными особенностями, присущими Афанасию Фету. Во-первых, мы видим ярко-выраженную инверсию: «Играла Луна», «Свистал соловей», «Становилась она» ...

Стихотворение очень мелодично, благодаря анапесту, свойственному большинству стихотворений Фета. 

Так же поэт играет со звуками «ч», «т». «с» - выдают тихий шелест летней ночи, «в», «ч», «л» - говорят нам о надежде, на светлое будущее. 

Таким образом, все стихотворение пропитано тонкой лирикой, любовью к природе и девичьей красотой. Автор погружает нас во внутренние переживания лирической героини, он очень тонко чувствует душевные мотивы девушки и пытается объяснить и сделать их понятными для незримого друга – читателя. Стихотворение напоминает каждому, прочитавшему его, о любви. О той любви, которая томит сердце, заставляет переживать и засыпать лишь с приходом зари. Это стихотворение о пылкой юности и невинной любви, о том, чего так желал автор, и что было им утрачено.