Найти тему
Пески времени...

Знаменитый рельеф Берни - изображение таинственной Месопотамской богини

Оглавление

Рельеф Берни (Королева Ночи) представляет собой терракотовую доску из Месопотамии. На нем находится обнаженная женская фигура с крыльями и когтями, в окружении сов, стоящая на двух львах. О том, что за богиня может быть изображена на рельефе, споры ведутся до сих пор.

Здравствуйте, друзья!

У этого рельефа довольно интересная история. Сегодня он выставлен в Британском музее в Лондоне, и был приобретен им за полтора миллиона фунтов стерлингов. А ведь вначале музей отказался его приобретать.

Происхождение рельефа Берни

Первоначальное происхождение рельефа до сих пор остается неизвестным. Он не был раскопан археологами, поэтому сведений о том, как рельеф был найден, нет. Известно только о его перемещениях, и о том, в честь кого рельеф был назван.

Первоначально барельеф был приобретен сирийским антикваром Абдулой Джабаром на юге Ирака в 1924 году, и привезен им в Англию. Здесь, в 1930-х годах в Британском музее его исследовал доктор Х.Дж.Плендерли. В 1935 году объект был предложен музею за 350 фунтов стерлингов компанией, действовавшей от имени Джабара, однако музей отказался приобрести доску, после чего она оказалась у лондонского антиквара Сидни Берни, в честь которого позже и была названа.

В 1936 году о доске узнала широкая общественность благодаря "Иллюстрированным лондонским новостям", где были напечатаны полностраничные ее иллюстрации.

От Берни доска перешла в коллекцию Нормана Колвилла, а после его смерти рельеф купил на аукционе японский коллекционер Горо Сакамото. Однако британские власти отказали ему в выдаче экспортной лицензии, поэтому доска вновь оказалась в Британском музее, где и экспонировалась с 1980 по 1991 годы. В 2003 году музей все же решил ее приобрести к своему 250-летию, но это обошлось, как мы уже знаем, музею в довольно кругленькую сумму. С тех пор доску переименовали в "Рельеф Королевы Ночи" и она экспонировалась практически во всех музеях Великобритании.

Описание барельефа

Рельеф представляет собой прямоугольную терракотовую панель размером 49,5 х 37 см. Считается, что предмет был изготовлен в Месопотамии и датируется он примерно 19-18 вв. до н.э. Вполне возможно, что он происходит из Ура, где найдено изображение похожего мужского божества. Ожерелье, подобное тому, что на фигуре, было на фрагменте, найденном в Исине, а похожих львов раскопали в Ниппуре.

Доска изготовлена вручную и раскрашена. Сегодня от былых красок ничего не осталось, но проведенный химический анализ показал, что женская фигура была окрашена красной охрой.

Вот так могла выглядеть неизвестная богиня раньше. Фото: Rama/CC BY-SA 2.0)
Вот так могла выглядеть неизвестная богиня раньше. Фото: Rama/CC BY-SA 2.0)

На рельефе изображена обнаженная женская фигура с птичьими крыльями и когтями на ногах. Ее голова увенчана убором из 4-х пар рогов, характерным для главных шумерских богов. Рога, в свою очередь, увенчаны диском. Головной убор указывает на то, что это важная богиня. На женщине сложное ожерелье и браслеты. В руках она держит кольцо с перекладиной. Фигурка стоит на паре львов, а по бокам расположены совы. Ее лицо обрамляют косы - возможно это церемониальный парик. В глаза фигурки когда-то были вставлены драгоценные камни.

Символ в руках богини интерпретируется по-разному. Это может быть свернутая веревка для измерений, или кольцо в нос для домашних животных. Похож этот символ и на египетский символ "шен", означающий вечную защиту.

Исследователи считают, что барельеф мог служить объектом поклонения. Об этом говорит фронтальность изображения, причем объемность фигуры символизирует присутствие божества в храме.

Месопотамский храм имел прямоугольную форму с нишами с двух сторон, барельеф мог быть установлен в одной из стен.

Кого из богинь может изображать эта фигура?

Этот вопрос все еще остается самым интригующим. До сих пор ведутся споры, что за богиня изображена на рельефе - Лилит, Инанна( Иштар) или Эрешкигаль (сестра Инанны, шумерская богиня подземного мира).

Возможно, это Инанна, считающаяся Царицей Небес. Об этом говорит и присутствие львов, поскольку Инанна - единственная месопотамская богиня, связанная с этими животными. Более того, ее украшения связаны с мифом, известным как "Схождение Инанны в Подземный мир".

С другой стороны, фигура может изображать и Эрешкигаль, старшую сестру и соперницу Инанны. Эрешкигаль считалась Царицей Подземного мира. Об этом говорят крылья фигурки, направленные вниз ( у Инанны крылья всегда располагались вверх).

Присутствие символов Инанны исследователи могут объяснить тем, что рельеф изображает Эрешкигаль после ее победы над сестрой.

В мифе о нисхождении Инанны в Подземный мир, Инанну заставляют прежде чем войти в царство сестры, снять свои украшения. Рельеф может быть отражением завершения этой истории.

Подлинность рельефа

В выпуске "Лондонских иллюстрированных новостей" 1936 года говорилось о том, что в подлинности данного артефакта нет никаких сомнений. Он:

"был подвергнут исчерпывающему химическому исследованию и показал следы битума, высохшего таким образом, который возможен только в течение многих столетий".

Эти утверждения тут же подверглись сомнению Д. Опицем, Дугласом ван Бюреном и другими исследователями, которые сомневались в том, что рельеф может быть произведением месопотамской культуры. Однако Британский музей был достаточно убежден в рельефе, чтобы приобрести его. Правда, дискуссия о его подлинности продолжается и по сей день.

Рельеф Берни не единственный в своем роде. Аналогичную доску можно увидеть в Лувре. Качество этого рельефа, однако, не так хорошо, как рельеф Берни. Еще одно заметное отличие - животные, изображенные вместе с богиней: вместо львов на данном рельефе изображена пара рогатых животных - козлов или газелей.

Верхнее изображение: фрагмент рельефа Берни, изображающий лицо богини (Британский музей, Англия).

Фотографии взяты из открытых источников.