Этой осенью весь мир захлестнула эйфория от нового южнокорейского сериала "Игра в кальмара" (сценарист и режиссер Хван Дон Хёк). Сериал вышел на Netflix - амбассадоре хороших сериальных вечеров. Бесспорно, "Игра в кальмара" - это невероятно качественная, интересная работа. Остросоциальные вопросы есть, сюжетные твисты есть, работа с цветом есть, любимчики зрителей в актерском составе есть. Однако соответствуют ли зрительские ожидания зрительским впечатлениям? Оправдан ли невероятный хайп?
Здесь я не буду пересказывать сюжет или восхвалять режиссерскую и операторскую работу. И без моего мнения понятно, что композиция, работа с цветом и кадром, сценарий, актерский каст отработаны на высшем уровне. Это захватывающий внимание и привлекающий взгляд сериал, несомненно рекомендованный к просмотру. Однако я лишь поделюсь несколькими интересными мыслями, появившимися сразу после просмотра.
Критика капитализма. Новая государственность.
В сериале напрямую показана критика капитализма с примесью южнокорейской культуры. Общество потребления (а вместе с ним культ денег, крупный разрыв между богатыми и бедными, борьба за работу, жажда легкого заработка, господство денежных займов) смешано с социальными проблемами (неполные семьи, гендерная дискриминация, суицидальные настроения) и показано через гиперболизированную версию тех самых азиатских игровых теле-шоу. И все это пронизано уникальным настроением, подобным "русской тоске" и называемым "хан" (в некоторых источниках определяется как "смесь ярости и покорности, мучительное бессилие от невозможности выразить гнев; печаль, вызванная несправедливостью и несвободой; тоска из-за подавленного, неосуществленного желания"). Боязнь собственных неудач и финансовая несостоятельность толкнула игроков на авантюру, которая, как им изначально и сказали, может закончиться крайне плачевно. Однако для игроков смерть в игре казалась лучше бедности и ответственности в повседневной жизни.
Говоря о сериальной критике демонстрируемого общества, хочу обратить внимание на возможную попытку режиссера показать процесс построения нового государства на обломках действующего капиталистического строя.
По сюжету организаторы игры рекрутируют отчаявшихся людей, погрязших в финансовых долгах, то есть членов общества, которые не справились со своей общественной ролью и оказались выброшены за борт капиталистической системы. В сериале не раз проговаривается мысль, что участие в игре добровольное, условия для игроков равные, а правила обязательные для выполнения. При этом участие в игре преподносится игроку как "шанс" (возможность, просвет, божья милость). Получается, что некая властная группа на добровольных началах объединяет на отдельной территории людей со схожими принципами и ценностями в общество, предоставляя им единую цель и организационную структуру служащих, разделенных по полномочиям: управление обществом (менеджеры - квадраты), охрана и поддержание порядка (солдаты - треугольники) и производство и обслуживание (рабочие - круги). При этом во главе общества стоит единоличный управленец, который в свою очередь действует в интересах той самой главенствующей верхушки. Добавляем ко всему вышеописанному красный идеологический цвет и обезличенность организаторов и персонала игры. Получается государство. Можно даже рискнуть, сказав, что получается коммунизм. Ну или хотя бы аллюзия на него (коммунизм VS капитализм).
В этом случае какова судьба такого общества? Игр было уже много. И это уже что-то большее, чем ставки. Это уже жестокий социальный эксперимент, поставленный правящей элитой. Это уже игра в Бога. Так кто играет на самом деле: участники или организаторы? Но это уже пища вам на размышление.
Усвоенные уроки.
Каждый основной персонаж по мере своего развития должен пройти трансформацию, преодолеть свой индивидуальный кризис и усвоить определенный урок. Рассмотрим трех персонажей.
Главный герой истории - Сон Ги Хун - влезший в долги человек средних лет с пристрастием к азартным играм. Вернемся к нему чуть позже.
Чо Сан У - одаренный, но неудавшийся инвестор, друг детства нашего главного героя. Многие рассматривают его как злодея и человека, на протяжении всей игры считающего себя лучше других. Однако именно он первым предложил воспользоваться правилом выхода из игры посредством решения большинства, хоть сам и не хотел покидать игру. Кроме того, его отношение к Али (вспомним деньги на автобус и общение по душам по время ночного дежурства) и к его собственной матери показывает, что Чо Сан У - не обычный злодей. Это человек "серого цвета". Его поступки и черные, и белые: и плохие, и хорошие, и жестокие, и разумные. На него всю жизнь возлагают большие надежды за его ум, хорошее образование, отличную работу, давит ответственность за неоправданные ожидания и разрывает нутро желание снова стать таким, каким его видели: успешным, обеспеченным, победителем. Чо Сан У понимает правила игры и способы достижения победы, однако мешает ему стать победителем его ослепленность "победой любой ценой". Человек, пошедший на предательство и убийство ради победы, в конце сериала все-таки оказывается проигравшим. Осознавая, что его друг ни смотря ни на что не позволит ему умереть, Чо Сан У жертвует своей жизнью, как он до этого жертвовал жизнями других игроков, ради победы. Но уже ради немного другой. Теперь победа для него - это не просто возврат к прошлой хорошей жизни. Это в первую очередь забота о матери, которую он вверяет перед смертью своему другу детства Сон Ги Хуну, нашему главному герою, весь сериал проявляющему себя как уникальный участник, сохранивший высокие моральные качества и веру в человечность. Это тоже своеобразная победа. Урок усвоен.
Второй персонаж - Сэ-Бёк - юная беженка из Северной Кореи. Холодная, отрешенная, сильная. Персонаж, взорвавший интернет. Ее урок - доверие. Тяжелая судьба заставила ее рассчитывать в жизни только на себя. Она нехотя присоединяется к команде главного героя, ни с кем не сближается и почти не идет на контакт. Игра вынуждает ее работать в команде и шаг за шагом открываться людям. Главный герой не раз выказывал ей свое хорошее отношение и готовность помочь. В финале она оказывается в безвыходной ситуации и, предчувствуя свою смерть, доверяет цель своей победы, а именно заботу о брате, нашему главному герою, опять же зарекомендовавшему себя как человек заботы и милосердия. Это тоже своеобразная победа. Урок усвоен.
Но что же касаемо главного героя?
Сон Ги Хун, казалось бы, трансформируется больше всех. Его моральные терзания показывают на экране крупным планом и создается впечатление, что зрители принимают важные решения вместе с главным героем. Его рассуждения о человечности, его страхи и цели понятны. Он неидеален. Это приближает его к зрителю. Однако перед главным героем изначально не стоит дилемма о цене победы, он изначально не способен на умышленное убийство, предательство, воровство. Он открыт, добр, прост. Какой же урок он должен был усвоить? Мой ответ - семья. Сон Ги Хун представляется нам в первой серии как неудавшийся отец, муж и сын. Он подводит дочь и паразитирует на деньгах своей матери, хоть при этом и проявляет к ним заботу и любовь. Оказавшись в игре, он вроде бы борется за приз, чтобы помочь матери и не потерять связь с дочерью. Но это ли его главная мотивация? В процессе игры он становится моральным лидером. Он верит в человечность, заботится о стариках, опекает младших как отец (Сэ-Бёк) и всячески взывает к морали и нравственности. Но это в игре. А что в повседневной жизни?
Ксати, стоит заметить, что в этом сезоне нам не был показан сильный образ отца: Али умирает, отец Сэ-Бёк умирает, об отцах Сон Ги Хуна и Чо Сан У ничего не известно, да и сам Сон Ги Хун как отец не удался.
Вернувшись победителем из игры в повседневную жизнь у главного героя прибавилось ответственности. Теперь на нем не только забота о собственной жизни и о его семье, но и о семьях его друзей. Но что происходит по факту? Сначала Сон Ги Хун не справляется с травмой, появившейся у него после всех ужасающих событий, которые с ним произошли. После смерти матери он год живет своей прошлой жизнью в депрессии и унынии. Он даже становится внешне похож на главного героя легендарного "Олдбоя", также пережившего трагедию и преисполненного вопросами и ненавистью. И только спустя год после встречи с организатором игр, он наконец преодолевает "хан" и делает попытку вернуться к счастливой жизни. Главный герой наконец-то помогает родным своих друзей, приводит свою жизнь в порядок (параллельно символически перекрашивая волосы в яркий цвет и превращаясь таким образом из "Олдбоя" в корейского "айдола"/выделяющегося из толпы) и отправляется к своей дочери. НО! Истории нужно продолжение, остались незакрытые арки и главный герой между семьей и игрой опять выбирает игру (в данном случае попытку героически разобраться с организаторами и, возможно, отомстить). Урок не усвоен. Можно ли назвать его победителем?
Главный герой жертвует семьей и становится плохим в реальном мире, чтобы стать хорошим в мире игры. Ведь только в игре он может быть героем, наставником, моральным компасом. В реальности же он себя не проявляет. Может это из-за недостатка веры в себя, может из-за тягости реальной ответственности за родных людей и за собственные решения. Может из-за стремления к упорядоченности и четко определенной общественной организации. В конце концов он уже не просто один из игроков, он победитель, он лидер.
Как он будет действовать дальше? Станет ли тоже играть в Бога? Но это уже пища вам на размышление.
Будем думать и ждать продолжения.