Найти тему
Remont1969

Заготовка для русского танка. 100 hp Lombard Auto Tractor-Truck Model F. 1916.

В 1916 году создатель первого промышленного гусеничного трактора Элвис Ломбард предложил на рынок "окончательное" решение мощной универсальной машины, которую называют Lombard Auto Tractor-Truck.

100 hp Lombard Auto Tractor-Truck model F

Страна: США

Производитель: LOMBARD TRACTION ENGINE CO., Waterville, Maine

Год начала выпуска: 1916

Кол-во выпущенных: 100-200?

Полная масса: 8700 кг

Двигатель: 100 л.с.

Грузоподъемность: 5 тонн

Прицепная тяга: по асфальту и гравию: 30-50 тонн

Размеры: 6500х2180 см

Фирма Элвиса Ломбарда в 1903-м году первой начала выпуск тяжелых паровых полугусеничных тягачей для лесопромышленников. Но к концу первого десятилетия двадцатого века паровая тяга стремительно сдавала свои позиции и, даже имея свои преимущества в некоторых направлениях, вытеснялась машинами с газовыми двигателями. Еще в 1908-м году Ломбард построил первый прототип полугусеничного тягача с ДВС, но в отличие от машин Бенджамина Холта, которому Ломбард так же продал свой патент, первые годы они успеха не имели.

Первый прототип трактора Ломбарда с ДВС, 1908 год
Первый прототип трактора Ломбарда с ДВС, 1908 год

Для лесопромышленников машины Ломбарда с ДВС были слабоваты, а выйти на рынок сельскохозяйственных машин не давал тот же Холт, защищаю, в том числе и с использованием патентных претензий свою нишу рынка. Нужно было что-то совершенно новое, что бы разойтись с машинами Холта по конструкции. C 1910 по 1916 выпуск выпуск тракторов с ДВС у Ломбарда был единичным, собственных записей не сохранилось, но это традиционно были двухгусеничные машины с 4-цилиндровыми двигателями от разных производителей, таких как Stearns, Van-Blerck и даже собственным двигателем с L-образной головкой После нескольких прототипов и малосерийных машин в 1916-м году Элвис Ломбард наконец довел до рыночного уровня машину которая называлась Lombard Auto Tractor-Truck - Грузовик-трактор. Для выпуска машин в 1915-м году была создана компания Lombard Auto Tractor-Truck Corporation, которая и занялась продвижением машины на рынке.

-3

Кроме полугусеничной схемы машина Ломбарда радикально отличалась от всех прочих аналогов, построенных по схеме Холта, во-первых она имела грузовую компоновку с кабиной и двигателем впереди, а на грузовой платформе можно было перевозить до 5 тонн груза, во-вторых конструкция гусениц радикально отличалась как от ранних гусениц Ломбарда, там и решений Холта, а позднее Беста. Гусеница не имела опорных катков, которые кроме того что были ненадежными, так как именно через них передавалась вся нагрузка на опорную поверхность, но и снижали проходимость и плавность хода. На фирме Баллок для повышения проходимости сделали сложную конструкцию, когда вся масса машина передавалась на гусеницы через одну ось, а гусеничные движители могли поворачиваться полностью вокруг горизонтальной оси, повторяя углы профиля. У Ломбарда оси и ведущего колеса и ленивца жестко закреплены к раме машины. Третья ось так же закрепленная жестко к раме удерживает качающуюся раму для роликовой цепи, которая играет роль поддерживающих катков. Роликовая цепь в сравнении с ранними экспериментами самой фирмы стала длинной и огибала не только раму, но и ведущее колесо и ленивец.

рисунок из патента US1234355
рисунок из патента US1234355

Эта конcструкция позволяла обеспечить равномерную передачу нагрузки на всю опорную поверхность гусеницы, снижала нагрузки на ролики, повышала плавность хода. Поворот рамы роликовой цепи позволял повторять профиль дороги и преодолевать препятствия в виде канав и валов. Жесткая система - двигатель - коробка передач - вал - ведущее колесо позволяло достигнуть высокой надежности и не применять карданную передачу.

рисунок из патента US1234355
рисунок из патента US1234355

Гусеничная цепь имела большой провис в верхней ветви для обеспечения больших углов наклона рамы роликовой тележки, но жесткое расположение и опоры валов движителя даже при сложных режимах движение не допускали сбрасывания гусеница. Конструкция гусеничного движителя получилась сколь надежной и качественной, столь дорогой и сложной. Главной проблемой была невозможность движения на высоких скоростях.

-6

Передняя колесная ось в летнем варианте исполнения машины имела пружинную подвеску, в зимнем - жестко установленные лыжи. Шестицилиндровый двигатель мощностью 100 л.с. располагался за передними колесами, что хотя бы немного, но улучшало управляемость машины, обеспечивая их загрузку. Сначала это был собственный двигатель с L-головкой, а затем с 1917-года ставились двигатели фирм Waukesha, Stearns и Wisconsin. В раннем СССР было принято называть технику по марке двигателя, так танки Марк стали Рикардо, поздние Либерти. Видимо в 1917 и позднее войскам ВСЮР поставлялись машины с двигателя фирмы Wisconsin, поэтому и появились трактора в РККА марки Висконсин, хотя конечно это были Ломбарды.

-7

Предложенный грузовик-трактор был ориентирован на лесозаготовительную промышленность, в которой имя "Ломбард" котировалось высоко. С новым мощным двигателем тягач мог полностью заменить старые паровые машины. В 1919-м году Ломбард прекратил выпуск паровиком и предложил на рынок 10-ти тонный тягач со 145-ти сильным мотором. А так как при перетягивании прицепов весом в несколько сотен тонн скорость была точно не важна, этот недостаток не сильно сказывался. Сам Элвис Ломбард не оставлял тем не менее надежды потеснить Холта на его территории, а одной из реклам показывалось как тягач Ломбард работает сразу с 12-лемешным плугом.

-8

Машины Ломбарда были испытаны не только на тягу, но и на проходимость и показали вполне приличные внедорожные возможности, благодаря интересной подвеске. Сначала машины попали в американскую армию. Два тягача удалось пристроить к генералу Першингу в его рейд по Мексике, когда проверялись возможности различных машин для службы в армии. Несмотря на рекламу к концу войну в американской армии было только 20 таких тягачей, которые ожидали отправки во Францию. Несмотря на то, что один Ломбард мог выполнять работы вместо двух Холт 75, сложность и стоимость машины отталкивали клиентов.

-9

Первые два Ломбарда с ДВС поступили в России в 1916 году, их приобрел "Земгор" (Всероссийский земский союз) и использовал для перевозки крупногабаритных военных грузов. В 1916 году «Земгор» получил от командира Морского полка заказ на моторные катера. В Москве, Астрахани и Финляндии было приобретено у частных лиц около 30 различных катеров, которые были отремонтированы и поставлены в войска. Именно при их транспортировке засветились в качестве тягачи «Ломбард». В начале 1917 года фирмой Gaston Williams & Wigmore были проданы Российскому правительству 100 тягачей. Все трактора были по 100 сильными двигателя Wisconsin model P.T. фирмы Wisconsin Motor Manufacturing Company. Первые машины были поставлены в первой половине 1917 года для испытаний их для военных целей. В своей рекламе американцы писали, что благодаря тракторам Ломбарда было спасено более 700 русских орудий от захвата их германской армией.

Перевозка катера "Надежда" трактором Lombard Auto-Tractor-Truck 110 HP. Всероссийский Земский Союз, Москва, Воробьёвы Горы, 1916 г. Фото: RCforum.ru @Slava
Перевозка катера "Надежда" трактором Lombard Auto-Tractor-Truck 110 HP. Всероссийский Земский Союз, Москва, Воробьёвы Горы, 1916 г. Фото: RCforum.ru @Slava

Закупленные и поставленные Российской императорской армией тягачи, наряду с машина Рустона, Клейтона и Холта поставлялись для оснащения частей ТАОН (Тяжелой Артиллерии Особого Назначения), которые создавались для участия в генеральном наступлении 1918-года, которое должно было закончить войну. Массово закупались пушки, в том числе щестидюймовые Шнейдер и Виккерс, в Царицыне строился большой артиллерийский завод по выпуску тяжелой артиллерии. Все это должно было таскаться гусеничными тракторами, парк которые хотели довести до 2800, в том числе развернуть российской производство, осенью 1916 года в САСШ и Британии было заказано 200 гусеничных тракторов, а на 1917 предполагалось закупить еще 1500 единиц. Из закупленных тягачей поступили не все, но все таки Ломбардов было поставлено 90, возможно оставшиеся 10 были поставлены сразу в армию ВСЮР. К сожалению 1917-й год стал концом всех надежд. На захваченных германской армией после прекращения большевиками переговоров в Бресте территориях от Полтавы до Ростова-на-Дону было потеряно 162 гусеничных трактора «Клейтон», 263 трактора «Рустон», 27 тракторов «Ломбард», 155- и 122-мм пушки Шнейдер, 6-дюймовые пушки «Шнейдер», 6- и 8-дюймовые английские гаубицы «Виккерс».

фото RCforum. Тягач Ломбард на немецкой трофейном сборном пункте в Минске
фото RCforum. Тягач Ломбард на немецкой трофейном сборном пункте в Минске

Всё что не было потеряно досталось РККА, основная масса тракторов и из 280-ти тягачей находилась на хранении в Военной автомобильной школе в Петрограде и в тракторной школе при 1-м Запасном тяжелом артиллерийском полку в Царском Селе. Состояние машин в основном было не очень хорошим, без надзора материальная часть быстро пришла в негодность.В 1918-м году на Автомобильном московском заводе (АМО) начался ремонт машин. В сентябре 1918 на АМО были доставлены первые три трактора «Ломбард» и один колесный тягач «Латил». После ремонта они обозначались как Ломбард-Амо. На юге России войска ВСЮР имели в своем распоряжении около 10 тягачей, которые скорее всего были допоставлены союзниками в 1918-1919 годах из ранее купленных РИА, хотя может быть несколько машин было просто оставлено и отремонтировано затем в Новочеркасске и Новороссийске.

-12

Наиболее интересным из вариантов использования шасси Ломбард было создание в Новороссийске бронированных боевых гусеничных машин - танков и САУ. Было построено по крайней мере 2 САУ и от 2 до 6 эрзац-танков, которые совершенно ошибочно называют в литературе бронированные трактора Баллок-Ломбард. В РККА к началу 1920 ситуация с тракторами в частях тяжелой артиллерии улучшилось, как и за счет трофеев, захваченных у ВСЮР, так и после ремонта тракторов на заводах в Москве. В частях ТАОНа на Южфронте было действующих 17 тракторов «Рустон», девять «Клейтонов» и четыре «Ломбарда».

фото RCforum.ru тягач в 1916-м году в частям Земгора.
фото RCforum.ru тягач в 1916-м году в частям Земгора.

27 июля 1920 года один из Ломбардов был показан на выставке с названием "Трофеи Красной Армии" на Красной площади, которые должны были показаны международным делегатам очередного конгресса Интернационала. В этот момент большевистское правительство уже видело себя победителем войны с Польшей. РККА должно было взять Варшаву и продолжить наступление кавалерийскими клиньями через Венгрию и Германию к окончательной победе большевизма. Но не срослось. Ломбард должен был сыграть роль одного из орудий титана, которого сломила воля пролетариата, но уже 13 августа 1920-го года большевикам стало не до конгресса и демонстрации трофеев.

-14

К заслугам американского конструктора в деле развития полугусеничной техники решили присоединится и немецкие пропагандисты. Возможно одна из машин попавших в руки германцев стала выдаваться за первый образец, который немецкий конструктор Бремер показывал руководству прусской армии - прототип Bremer-Wagen. Фотография Lombard Auto Tractor-Truck model F стала машиной германского производства, к чему она вероятно никакого отношения не имеет, так как первый реальный образец Bremer-wagen не имел с этим образцом ничего общего, и вряд ли бы немцы делали бы почти точную копию американца.

Псевдо Бремер-ваген, скорее всего Ломбард модель Ф.
Псевдо Бремер-ваген, скорее всего Ломбард модель Ф.

После мировой войны Ломбрад продолжал выпускать различные - от 25 до 145 л.с. полугусеничные машины для решения промышленных задач, на сельхозрынок вышли маленькие трактора типа Фордзон, которые выпускались сериями в сотни тысяч машин и время динозавров таких каких Холт и Ломбард пришло в сельском хозяйстве к концу, будучи вытесненными в другие отрасли промышленности. Холт, присоединив Бэст, ушел в нишу обычных промышленных тракторов. Ломбард начал выпуск спецмашин для строительства, в том числе полугусеничных самосвалов, где его главным конкурентом стал выращенный на собственной ломбардовской делянке Линн. Как фирма LOMBARD TRACTION ENGINE CO выпустила последний тягач в 1938 году.

О других ранних гусеничных машинах, в том числе и тягачах Ломбард. можно почитать в канале в этих статьях:

Clayton & Shuttleworth Multipede. 1916. Всеанглийский конкурент Холта.

Холт для России из Англии. Ruston 75hp. 1916. Английский мирный трактор.

Два в одном. Phoenix Centipede Truck and Tractor. 1914. Американские полугусеничники.

Последний Феникс. Phoenix Road Locomotive. 1922. Американские полугусеничные.

Тягач для России. Allis-Chalmers B6. Tractor truck. 1916. Американские полугусеничники.

3.5. Phoenix Centipede log hauler - гусеничный паровоз

2.4. Hornsby Chain Track Tractor - Часть 1. Полудизель на гусеницах

3.4. Lombard Steam Log Hauler - Рождение гусениц

3.6. Эволюция Холта. Часть 1. Holt Junior Steam Traction Engine #77: 1904 - Заявка на первенство

3.11. Эволюция Холта. Часть 3. Holt 40 Первый гусеничный Холт с ДВС.

3.0. George Minniss (Паровой гусеничный трактор, 1869) - Гусеничный трактор до нашей эры

Источники:

https://www.smokstak.com/forum/threads/bullock-lombard.37134/

https://www.maineforestandloggingmuseum.org/wp-content/uploads/2020/01/Lombards-Tin-Lizzy-and-Bruisers.pdf

«СТАЛЬНЫЕ КОНИ» КРАСНОЙ АРМИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ, Станислав Кирилец, Александр Кириндас

Тракторы в Русской императорской армии, Станислав Кирилец, Геннадий Канинский

Артиллерийский тягач «Коминтерн». На службе у бога войны, Александр Кириндас

https://smolbattle.ru/threads/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B8-%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8-1920-%D0%B3%D0%BE%D0%B4.55892/

Авто
5,66 млн интересуются