В 1916 году создатель первого промышленного гусеничного трактора Элвис Ломбард предложил на рынок "окончательное" решение мощной универсальной машины, которую называют Lombard Auto Tractor-Truck.
100 hp Lombard Auto Tractor-Truck model F
Страна: США
Производитель: LOMBARD TRACTION ENGINE CO., Waterville, Maine
Год начала выпуска: 1916
Кол-во выпущенных: 100-200?
Полная масса: 8700 кг
Двигатель: 100 л.с.
Грузоподъемность: 5 тонн
Прицепная тяга: по асфальту и гравию: 30-50 тонн
Размеры: 6500х2180 см
Фирма Элвиса Ломбарда в 1903-м году первой начала выпуск тяжелых паровых полугусеничных тягачей для лесопромышленников. Но к концу первого десятилетия двадцатого века паровая тяга стремительно сдавала свои позиции и, даже имея свои преимущества в некоторых направлениях, вытеснялась машинами с газовыми двигателями. Еще в 1908-м году Ломбард построил первый прототип полугусеничного тягача с ДВС, но в отличие от машин Бенджамина Холта, которому Ломбард так же продал свой патент, первые годы они успеха не имели.
Для лесопромышленников машины Ломбарда с ДВС были слабоваты, а выйти на рынок сельскохозяйственных машин не давал тот же Холт, защищаю, в том числе и с использованием патентных претензий свою нишу рынка. Нужно было что-то совершенно новое, что бы разойтись с машинами Холта по конструкции. C 1910 по 1916 выпуск выпуск тракторов с ДВС у Ломбарда был единичным, собственных записей не сохранилось, но это традиционно были двухгусеничные машины с 4-цилиндровыми двигателями от разных производителей, таких как Stearns, Van-Blerck и даже собственным двигателем с L-образной головкой После нескольких прототипов и малосерийных машин в 1916-м году Элвис Ломбард наконец довел до рыночного уровня машину которая называлась Lombard Auto Tractor-Truck - Грузовик-трактор. Для выпуска машин в 1915-м году была создана компания Lombard Auto Tractor-Truck Corporation, которая и занялась продвижением машины на рынке.
Кроме полугусеничной схемы машина Ломбарда радикально отличалась от всех прочих аналогов, построенных по схеме Холта, во-первых она имела грузовую компоновку с кабиной и двигателем впереди, а на грузовой платформе можно было перевозить до 5 тонн груза, во-вторых конструкция гусениц радикально отличалась как от ранних гусениц Ломбарда, там и решений Холта, а позднее Беста. Гусеница не имела опорных катков, которые кроме того что были ненадежными, так как именно через них передавалась вся нагрузка на опорную поверхность, но и снижали проходимость и плавность хода. На фирме Баллок для повышения проходимости сделали сложную конструкцию, когда вся масса машина передавалась на гусеницы через одну ось, а гусеничные движители могли поворачиваться полностью вокруг горизонтальной оси, повторяя углы профиля. У Ломбарда оси и ведущего колеса и ленивца жестко закреплены к раме машины. Третья ось так же закрепленная жестко к раме удерживает качающуюся раму для роликовой цепи, которая играет роль поддерживающих катков. Роликовая цепь в сравнении с ранними экспериментами самой фирмы стала длинной и огибала не только раму, но и ведущее колесо и ленивец.
Эта конcструкция позволяла обеспечить равномерную передачу нагрузки на всю опорную поверхность гусеницы, снижала нагрузки на ролики, повышала плавность хода. Поворот рамы роликовой цепи позволял повторять профиль дороги и преодолевать препятствия в виде канав и валов. Жесткая система - двигатель - коробка передач - вал - ведущее колесо позволяло достигнуть высокой надежности и не применять карданную передачу.
Гусеничная цепь имела большой провис в верхней ветви для обеспечения больших углов наклона рамы роликовой тележки, но жесткое расположение и опоры валов движителя даже при сложных режимах движение не допускали сбрасывания гусеница. Конструкция гусеничного движителя получилась сколь надежной и качественной, столь дорогой и сложной. Главной проблемой была невозможность движения на высоких скоростях.
Передняя колесная ось в летнем варианте исполнения машины имела пружинную подвеску, в зимнем - жестко установленные лыжи. Шестицилиндровый двигатель мощностью 100 л.с. располагался за передними колесами, что хотя бы немного, но улучшало управляемость машины, обеспечивая их загрузку. Сначала это был собственный двигатель с L-головкой, а затем с 1917-года ставились двигатели фирм Waukesha, Stearns и Wisconsin. В раннем СССР было принято называть технику по марке двигателя, так танки Марк стали Рикардо, поздние Либерти. Видимо в 1917 и позднее войскам ВСЮР поставлялись машины с двигателя фирмы Wisconsin, поэтому и появились трактора в РККА марки Висконсин, хотя конечно это были Ломбарды.
Предложенный грузовик-трактор был ориентирован на лесозаготовительную промышленность, в которой имя "Ломбард" котировалось высоко. С новым мощным двигателем тягач мог полностью заменить старые паровые машины. В 1919-м году Ломбард прекратил выпуск паровиком и предложил на рынок 10-ти тонный тягач со 145-ти сильным мотором. А так как при перетягивании прицепов весом в несколько сотен тонн скорость была точно не важна, этот недостаток не сильно сказывался. Сам Элвис Ломбард не оставлял тем не менее надежды потеснить Холта на его территории, а одной из реклам показывалось как тягач Ломбард работает сразу с 12-лемешным плугом.
Машины Ломбарда были испытаны не только на тягу, но и на проходимость и показали вполне приличные внедорожные возможности, благодаря интересной подвеске. Сначала машины попали в американскую армию. Два тягача удалось пристроить к генералу Першингу в его рейд по Мексике, когда проверялись возможности различных машин для службы в армии. Несмотря на рекламу к концу войну в американской армии было только 20 таких тягачей, которые ожидали отправки во Францию. Несмотря на то, что один Ломбард мог выполнять работы вместо двух Холт 75, сложность и стоимость машины отталкивали клиентов.
Первые два Ломбарда с ДВС поступили в России в 1916 году, их приобрел "Земгор" (Всероссийский земский союз) и использовал для перевозки крупногабаритных военных грузов. В 1916 году «Земгор» получил от командира Морского полка заказ на моторные катера. В Москве, Астрахани и Финляндии было приобретено у частных лиц около 30 различных катеров, которые были отремонтированы и поставлены в войска. Именно при их транспортировке засветились в качестве тягачи «Ломбард». В начале 1917 года фирмой Gaston Williams & Wigmore были проданы Российскому правительству 100 тягачей. Все трактора были по 100 сильными двигателя Wisconsin model P.T. фирмы Wisconsin Motor Manufacturing Company. Первые машины были поставлены в первой половине 1917 года для испытаний их для военных целей. В своей рекламе американцы писали, что благодаря тракторам Ломбарда было спасено более 700 русских орудий от захвата их германской армией.
Закупленные и поставленные Российской императорской армией тягачи, наряду с машина Рустона, Клейтона и Холта поставлялись для оснащения частей ТАОН (Тяжелой Артиллерии Особого Назначения), которые создавались для участия в генеральном наступлении 1918-года, которое должно было закончить войну. Массово закупались пушки, в том числе щестидюймовые Шнейдер и Виккерс, в Царицыне строился большой артиллерийский завод по выпуску тяжелой артиллерии. Все это должно было таскаться гусеничными тракторами, парк которые хотели довести до 2800, в том числе развернуть российской производство, осенью 1916 года в САСШ и Британии было заказано 200 гусеничных тракторов, а на 1917 предполагалось закупить еще 1500 единиц. Из закупленных тягачей поступили не все, но все таки Ломбардов было поставлено 90, возможно оставшиеся 10 были поставлены сразу в армию ВСЮР. К сожалению 1917-й год стал концом всех надежд. На захваченных германской армией после прекращения большевиками переговоров в Бресте территориях от Полтавы до Ростова-на-Дону было потеряно 162 гусеничных трактора «Клейтон», 263 трактора «Рустон», 27 тракторов «Ломбард», 155- и 122-мм пушки Шнейдер, 6-дюймовые пушки «Шнейдер», 6- и 8-дюймовые английские гаубицы «Виккерс».
Всё что не было потеряно досталось РККА, основная масса тракторов и из 280-ти тягачей находилась на хранении в Военной автомобильной школе в Петрограде и в тракторной школе при 1-м Запасном тяжелом артиллерийском полку в Царском Селе. Состояние машин в основном было не очень хорошим, без надзора материальная часть быстро пришла в негодность.В 1918-м году на Автомобильном московском заводе (АМО) начался ремонт машин. В сентябре 1918 на АМО были доставлены первые три трактора «Ломбард» и один колесный тягач «Латил». После ремонта они обозначались как Ломбард-Амо. На юге России войска ВСЮР имели в своем распоряжении около 10 тягачей, которые скорее всего были допоставлены союзниками в 1918-1919 годах из ранее купленных РИА, хотя может быть несколько машин было просто оставлено и отремонтировано затем в Новочеркасске и Новороссийске.
Наиболее интересным из вариантов использования шасси Ломбард было создание в Новороссийске бронированных боевых гусеничных машин - танков и САУ. Было построено по крайней мере 2 САУ и от 2 до 6 эрзац-танков, которые совершенно ошибочно называют в литературе бронированные трактора Баллок-Ломбард. В РККА к началу 1920 ситуация с тракторами в частях тяжелой артиллерии улучшилось, как и за счет трофеев, захваченных у ВСЮР, так и после ремонта тракторов на заводах в Москве. В частях ТАОНа на Южфронте было действующих 17 тракторов «Рустон», девять «Клейтонов» и четыре «Ломбарда».
27 июля 1920 года один из Ломбардов был показан на выставке с названием "Трофеи Красной Армии" на Красной площади, которые должны были показаны международным делегатам очередного конгресса Интернационала. В этот момент большевистское правительство уже видело себя победителем войны с Польшей. РККА должно было взять Варшаву и продолжить наступление кавалерийскими клиньями через Венгрию и Германию к окончательной победе большевизма. Но не срослось. Ломбард должен был сыграть роль одного из орудий титана, которого сломила воля пролетариата, но уже 13 августа 1920-го года большевикам стало не до конгресса и демонстрации трофеев.
К заслугам американского конструктора в деле развития полугусеничной техники решили присоединится и немецкие пропагандисты. Возможно одна из машин попавших в руки германцев стала выдаваться за первый образец, который немецкий конструктор Бремер показывал руководству прусской армии - прототип Bremer-Wagen. Фотография Lombard Auto Tractor-Truck model F стала машиной германского производства, к чему она вероятно никакого отношения не имеет, так как первый реальный образец Bremer-wagen не имел с этим образцом ничего общего, и вряд ли бы немцы делали бы почти точную копию американца.
После мировой войны Ломбрад продолжал выпускать различные - от 25 до 145 л.с. полугусеничные машины для решения промышленных задач, на сельхозрынок вышли маленькие трактора типа Фордзон, которые выпускались сериями в сотни тысяч машин и время динозавров таких каких Холт и Ломбард пришло в сельском хозяйстве к концу, будучи вытесненными в другие отрасли промышленности. Холт, присоединив Бэст, ушел в нишу обычных промышленных тракторов. Ломбард начал выпуск спецмашин для строительства, в том числе полугусеничных самосвалов, где его главным конкурентом стал выращенный на собственной ломбардовской делянке Линн. Как фирма LOMBARD TRACTION ENGINE CO выпустила последний тягач в 1938 году.
О других ранних гусеничных машинах, в том числе и тягачах Ломбард. можно почитать в канале в этих статьях:
Clayton & Shuttleworth Multipede. 1916. Всеанглийский конкурент Холта.
Холт для России из Англии. Ruston 75hp. 1916. Английский мирный трактор.
Два в одном. Phoenix Centipede Truck and Tractor. 1914. Американские полугусеничники.
Последний Феникс. Phoenix Road Locomotive. 1922. Американские полугусеничные.
Тягач для России. Allis-Chalmers B6. Tractor truck. 1916. Американские полугусеничники.
3.5. Phoenix Centipede log hauler - гусеничный паровоз
2.4. Hornsby Chain Track Tractor - Часть 1. Полудизель на гусеницах
3.4. Lombard Steam Log Hauler - Рождение гусениц
3.6. Эволюция Холта. Часть 1. Holt Junior Steam Traction Engine #77: 1904 - Заявка на первенство
3.11. Эволюция Холта. Часть 3. Holt 40 Первый гусеничный Холт с ДВС.
3.0. George Minniss (Паровой гусеничный трактор, 1869) - Гусеничный трактор до нашей эры
Источники:
https://www.smokstak.com/forum/threads/bullock-lombard.37134/
«СТАЛЬНЫЕ КОНИ» КРАСНОЙ АРМИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ, Станислав Кирилец, Александр Кириндас
Тракторы в Русской императорской армии, Станислав Кирилец, Геннадий Канинский
Артиллерийский тягач «Коминтерн». На службе у бога войны, Александр Кириндас