Гербовый зал – один из самых больших в Зимнем дворце, его площадь — около 1000 квадратных метров. Его называют Золотым, и это не просто так. Колонны здесь покрыты золотом, что совершенно не соответствует стилю классицизм. Этот величественный зал показывает масштабы дворца и безусловно впечатляет. Как же он создавался?
Зал был создан по проекту Стасова в 1838-1839 годах на месте Белого зала.
Его площадь составляет 1000 квадратных метров. Во время царствования Екатерины II на месте зала была Белая галерея, оформленная по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. Павел I изменил назначение зала — Траурная зала для прощания с усопшими. В дальнейшем, залу вернулась прежняя функция.
Стасов увеличил длину посещения на 12 метров за счёт пристройки со стороны Большого двора. В результате зал стал самым большим во дворце.
Именно благодаря оконным проемам необычной высоты зал кажется еще более просторным и масштабным, несмотря на то, что все его девять окон выходят во внутренний двор.
Для усиления эффекта Стасов ввёл сплошную позолоту ордерных элементов. Легенда рассказывает, что император Николай I, зайдя в этот зал, заметил архитектору, что тот не смог показать богатство Российской Империи. «Как же ещё показать богатство, Государь?», — удивлённо спросил архитектор. «Вот бы колонны позолотил!»- будто бы заметил Николай, тогда колонны и были позолочены. В убранстве этого зала использовано всего около восьми килограммов золота.
Гербовый зал одним из первых электрифицированных помещений Эрмитажа. Однако люстры, изготовленные из шпиатра по проекту Стасова в 1838-1839 годах, к концу 19 века пришли в полную негодность. Вес каждой люстры 380 кг.
Ещё в 1826 году на торцовых сторонах были установлены скульптурные группы русских витязей, выполненные Демут-Малиновским и Токаревым по рисункам России. На древках копий по указанию Николая I были помещены гербы русских губерний. При восстановлении после пожара 1837 года новую скульптуру выполнил Штрейхенберг. Гербы на древках копий и их позолоченные изображения, введённые в декор люстр, рассказывали об административном составе Российской империи и конкретно о «собирании русских земель». Они стали смыслообразующими элементами и определили название зала - Гербовый.
Современники приняли такую помпезность очень неоднозначно. Кто-то восхищался этим решением, называя зал «богатейшим во дворце», другие же не принимали такой интерьер, считая, что он скорее напоминает убранство церкви.
Однако такая парадность появилась неспроста. Все дело в значении зала в анфиладе всего дворца.
Гербовый зал, по задумке Николая I, должен был прославлять государственное устройство Российской империи.
В центре зала – ваза, выполненная из уральского минерала, — медового авантюрина. Подобные вазы, с одной стороны, дань классицизму, они выполнены в соответствии с формами античных сосудов. С другой стороны, это элемент национального престижа: вазы выполнялись из редких и эффектных отечественных самоцветов. Единственная информация, которая есть во всех источниках,- ваза создана мастерами времен Екатерины II.
В царствование Николая I во время залов Гербовый зал использовался для танцев, что дало ему ещё одно название - «Танцевальный» -, а при Александре II в нем стали накрывать ужин, что сохранилось и при следующих императорах.