Когда Олег Борисов отказался сниматься у Александра Зархи в фильме о Достоевском, то его отстранили от съёмок на «Мосфильме» на два года. Из киностудии даже изъяли его фотографии, просто потому, что актёр не хотел представлять поверхностный опереточный образ писателя Достоевского. В 1980 году Никита Михалков собирался снимать Борисова в фильме «Родня» Мордюкова – Борисов, но генеральный директор «Мосфильма» Сизов не разрешил снимать актёра, ни связи, ни известность не помогли. Только режиссёру Вадиму Абдрашитову, который хотел снимать исключительно Борисова в своём фильме «Остановился поезд» удалось договориться с директором.
Актёр родился 8 ноября 1929 года в посёлке Яковлевское Ивановской области. Папа работал директором техникума, позже переехали в Московскую область. Во время войны был в эвакуации в Средней Азии, где работал на тракторе, на сенокосилке вместе со взрослыми.
В 1947 году поступает в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени Горького.
С 1951 года его распределили в Киевский Государственный Русский Драматический театр имени Леси Украинки, где он вскоре стал играть главные роли в спектаклях. Работая в театре, познакомился со своей будущей женой Аллой Латынской, про которую говорил, что «сам того не ведая, приобрёл золото». Они встречались три года. В 1954 году они поженились и через два года родился любимый сын Юрий. У актёра всегда жили кошки и собаки, даже пёс Ванька из приюта, который играл в спектакле «Три мешка сорной пшеницы».
Первую роль рабочего-подпольщика он сыграл в 1955 году в фильме «Мать» Марка Донского. Его обаяние и талант поражали уже в первых фильмах: «Когда поют Соловьи», «Черноморочка», «Простая вещь, «Город зажигает огни». В 1958 году Борисов снялся в курсовой работе у Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет».
Потом были два великолепных фильма: «За двумя зайцами» режиссёра Виктора Иванова, где сыграл авантюриста Голохвостова и «Дайте жалобную книгу» режиссёра Эльдара Рязанова, где он сыграл журналиста Никитина. Актёр великолепно дополнял образы своими идеями. Он рассказывал о работе над ролью: «Выход один: сомневаться и отрицать. Именно так я работал над каждой своей ролью. Не доверяя тому, что написано. Пытался прочитать то, о чем мой герой умолчал.»
В 1961 году актёр уезжает в Польшу по требованию Министерства Культуры, а руководство театра его увольняет, написав коллективное письмо о «зазнавшемся актёре» и только Ада Роговцева не подписывает это письмо…
Приказ отменили, но актёр решил переехать в Ленинград и стал служить в Ленинградском Большом драматическом театре имени Горького. Он играл главные роли в спектаклях: «Дачники», «Идиот», «Мещане», «Король Генрих IV», режиссёром театра был Георгий Товстоногов. Снимался в замечательных фильмах: «Проверка на дорогах» режиссёра Алексея Германа и «Крах инженера Гарина» режиссёра Леонида Квинихидзе. Фильм «Проверка на дорогах» сначала был запрещён, потому что бросал тень на партизанское движение.
Когда его спрашивали о характере, то он отвечал: «Непростой. Люблю к истине приходить через отрицание. Ни в какой степени не допускаю унижения человеческого достоинства. Резко реагирую на несправедливость, поэтому замкнут.»
В 1983 году Олег Борисов переходит играть в МХАТ к Ефремову, а потом играет в Театре Советской Армии. В 1988 году он снимается у Вадима Абдрашитова в роли чиновника Андрея Гудионова в фильме «Слуга», где его персонаж покровительствует бывшему десантнику. В 1989 году актёра наградили за эту роль премией «Ника», а через два года Государственной премией СССР. У актёра была огромная требовательность к себе, он долго и тщательно прорабатывал свою роль, но и от партнёров требовал того же.
Актёр говорил о современном времени: «Кажется, уходит время личностей. Все выравнивается и стрижется под одну гребенку. Масса творит себе кумира, раздувает, потом – когда наиграется – выплевывает и начинает создавать нового. По своему образу и подобию.»
С 1991 год по 1994 годы он служит руководителем и актёром театра «Антреприза Олега Борисова». Долго болел, об этом знали только сын и жена актёра и в 28 апреля 1994 году его не стало.
Спасибо за прочтение.
Пронзительное интервью режиссёра Ларисы Шепитько
Крылья Майи Булгаковой и её трагическая гибель
Лучшая роль Леонида Куравлёва и почему этот фильм гениальный