Опять мне пишут, опять спорят на извечную тему: чем же, в конце концов, является айкидо? Вершиной боевых искусств, гениальной разработкой великого мастера? Или осколком дзю-дзюцу, тупиковой и урезанной веткой древнего боевого искусства?
Надо сказать, что по части горячих, резких, и запальчивых комментариев, тема айкидо не знает себе равных. Причем, как ни странно, резкость зачастую проявляют как раз таки адепты «самого мирного боевого искусства». Но среди потоков необдуманных фраз, и даже хамства, иногда встречаются очень разумные слова. И принадлежат они, опять-таки, представителям айкидо. В одном из самых взвешенных комментариев, айкидока написал, что его боевое искусство предназначено вовсе не для реального боя, и кто ищет схваток в полный контакт - ему не сюда. А в айкидо идут совсем за другим. Что же, вполне честные слова. Хотя, зачем идут в айкидо, я так и не понял.
К примеру, некоторые стили карате, давно утратившие боевую направленность, все же содержат в базовой технике то, что когда-то делало и реальными боевыми системами. То есть, ката и кихон таких направлений, позволяют, при желании, становиться бойцом, а не «танцором», как суровый боец Мотобу Тёки именовал поборника моральных принципов Гитина Фунакоси. А вот из айкидо, при всем желании, невозможно сделать нечто боевое и пригодное в прикладном аспекте. Разве что, вернуть в него древние техники, заботливо вычищенные Морихеем Уэсибой. Но тогда уже это будет не айкидо, а старое доброе дзю-дюцу.
И даже самые горячие поклонники айкидо не смогут спорить с очевидным: красивые амплитудные броски их стиля – не более, чем постановочный трюк. А слова о том, что «человек сам так падает, иначе у него рука в двух местах сломается», не выдерживают никакой критики. Ибо во всех других основанных на бросках боевых искусств, никто и никогда так не летает. Хотя бросать и делать болевые, там тоже умеют. Возьмем более приземленные и грубые примеры - ММА и уличные бои. Я ни разу не встречал в «клетке» успешно проведенного шихо-наге. Про уличные драки даже говорить не стану.
Однозначно и неоспоримо: в своем классическом виде, айкидо, как боевая система, имеет нулевую эффективность. Это не попытка оскорбить, это – факт. И, по большому счету, тут нет ничего особенного, если бы не одно «но». Многие инструктора (сэнсэи, тренеры, наставники – как угодно) на полном серьезе утверждают, что, нет, все не так, и айкидо - самое что ни на есть эффективное боевое искусство. Я уже рассказывал, как в моем городе один такой «гений» проводит открытые тренировки при школах, обучая детей «самообороне». На мой взгляд, такое следует классифицировать, как осознанное введение в заблуждение. Обман, короче говоря. Потому что не может не понимать взрослый дядя, что те техники, которые он рекомендует детишкам в качестве «боевых», будут работать лишь при взаимной договоренности об игре в поддавки. И что уверовав в свою непобедимость, такой «боец» рискует нарваться на серьезные неприятности. Вот это, не скрою, меня раздражает.
Да, абсолютных систем не бывает. Когда я веду занятия, то с первых тренировок начинаю развенчивать иллюзии. Я объясняю, что сдаваться нельзя, за свою жизнь надо бороться, и каждый может освоить необходимые навыки. Но при этом для победы можно и нужно использовать любые средства, а вообще, судьбу лучше не искушать, и избегать опасных ситуаций любой ценой. Потому что реальный бой –это не красивая постановочная сцена, со всеми вытекающими последствиями. А многие инструктора айкидо почему-то не тратят время на такие «мелочи», предпочитая отрабатывать эффектные, но бесполезные приемы, и уверять учеников, что надо действовать именно так.
Но айкидо, все же, имело шансы стать боевой системой.На мой взгляд, учение Уэсибы либо было изначально неправильно понято, либо сознательно искажено из каких-то неясных соображений. Ведь если посмотреть старые хроники с патриархом или его учениками, то можно обнаружить весьма ценные техники. Это и виртуозные уходы с линии атаки, и толчки, и выведения из равновесия. Как тут не вспомнить знаменитую фразу, которую приписывают Уэсибе: «айкидо на девяносто процентов состоит из толчков и ударов». Да, основатель айкидо заложил ту мину, которая превратила айкидо в то, что мы видим сегодня. Однако, его колоссальный боевой опыт, позволял системе не скатываться в откровенную «поддавковую гимнастику». Но последователи почему-то этим не воспользовались, окончательно превратив айкидо в набор неэффективных бросков от однообразных захватов за руки.
Возвращаясь к вынесенному в заголовок вопросу, можно сказать, что айкидо – это попытка великого мастера создать боевое искусство высшего порядка, так и оставшаяся нереализованной, и непонятой последователями. В итоге это айкидо превратилось в странное и неэффективное ответвление дзю-дзюцу. На вопрос о назначении которого, сами адепты стиля гордо заявляют: «Это очень круто, хотя и не для боя. Но вам все равно не понять». И тут не поспоришь: действительно – не понять.