Уже в первые дни работы QR-кодов выручка в чебоксарских заведениях общепита упала от 50 до 70%. Владельцы кафе, баров и ресторанов говорят, в отличие от обычного – вечером в заведениях уже пусто. Пострадал даже бизнес-ланч: посетителей стало меньше, как минимум наполовину.
Ранее глава республики Олег Николаев в своих заявлениях неоднократно отмечал своевременность введения QR-кодов. По его мнению, количества вакцинированных уже достаточно, чтобы бизнес не ощутил на себе новых ограничений. Теперь выясняется, что в Чувашии пока недостаточно привитых людей, по крайней мере, среди тех, кто ходит по кафе.
В прошлом году Москва тоже вводила обязательные QR-коды при посещении кафе и ресторанов, однако, мэр столицы Сергей Собянин отменил их буквально через две-три недели. Местным предпринимателям остается надеяться, что региональные власти скоро поймут: выручка у бизнеса упадет настолько, что они не смогут ни платить налоги, ни зарплаты сотрудникам.
По мнению члена Ассоциации рестораторов Чувашии Бориса Корсунского, худший сценарий здесь – это закрытие заведений, как это было в прошлом году во время локдауна.
Борис Корсунский, Ассоциация рестораторов Чувашии:
– Лично я закрыл тогда четыре заведения из семи. Причем до сих пор так и не смог открыть их снова. Сейчас, я думаю, повторится тоже самое, если ситуация с QR-кодами продлится дольше трех недель.
По его словам, многие заведения не рассчитались еще с прошлогодними кредитами, которые брали на зарплату сотрудникам или на аренду. Сейчас пришло время возвращать деньги, но в условиях падения выручки, сделать это будет практически невозможно. Вместе с тем предприниматели считают, что в этом году мер поддержки от государства уже не будет.
– Логика властей понятна. Они же нас не закрывают, поэтому о какой поддержке может идти речь? – рассуждают они.
Впрочем, власти, похоже, считают, что ничего страшного не происходит. Замминистра экономразвития Чувашии Денис Спирин в ходе прямого эфира, посвященного вопросам с QR-кодами, заявил следующее: «во время пандемии выросла доставка и сегодня каждое уважающее себя кафе имеет меню на вынос или контракт с сервисами доставки». При этом чиновник уверен, что клиентская база заведений не уменьшилась. Просто, если раньше люди ходили в кафе, то сейчас заказывают еду домой.
– Не думаю, что кого-то спасет доставка. Она может быть и выросла в прошлом году, но не компенсировала падение оборотов. Доставку могут организовать единичные заведения, и, если бы вся отрасль могла перейти на нее, никто бы не брал кредиты в Сбере и ВТБ на зарплаты, – отмечает Борис Корсунский.
Еще один аргумент в пользу QR-кодов, который приводят власти, – то, что вместе с ними с заведений общепита снимаются действующие ограничения по режиму работы и заполняемости зала.
Иван Пушков, крафт-бар «Самовар»:
– Нет, нам это не поможет. И до введения QR-кодов заполняемость в заведениях общепита не была какой-то высокой. За прошлый год у многих людей ухудшилось финансовое положение и в этом году посещаемость ниже, чем была в допандемийное время.
Похожая ситуация складывается и в других отраслях, попавших под действие указа о QR-кодах. Руководитель сети фитнес-клубов «Джус» Ольга Прохорова, говорит, что уже несколько дней подряд идут массовые отказы от абонементов. Клуб предлагает «замораживать» их на время. Некоторые клиент на это идут, другие требуют возврата денег, памятуя о том, что прошлом году фитнес-клубы стояли закрытыми пять месяцев.
То есть в перспективе выручка у фитнес-индустрии станет не только уменьшится, бизнес начнет нести прямые убытки. Даже если QR-коды через какое-то время отменят, клубам придется акциями и скидками возвращать клиентов. Особенно «кстати», по словам директора финтнес-клуба, пропускная система заработала одновременно с началом отопительным сезоном. Теперь вместе с падением выручки выросли расходы на коммуналку.
Предприниматели при этом уверены, что люди, до сих пор не сделавшие прививку от коронавируса, не настолько сильно хотят ходить по кино, кафе и спортзалам, чтобы QR-коды подтолкнули или замотивировали их пройти вакцинацию.
Ольга Прохорова, фитнес-клуб «Джус»:
– Пока это меньше похоже на борьбу с коронавирусом, а больше – на борьбу с малым бизнесом. Без фитнеса человек может прожить хоть всю жизнь. Тоже самое можно сказать и про кафе, и про кино. Вводя QR-коды, невозможно заставить человека вакцинироваться, если он этого не хочет. Цели, заявленные властями, не достигаются, а малый бизнес оказывается в проигрыше.
Также у предпринимателей остаются вопросы к самому механизму допуска посетителей.
– Что делать с людьми, у которых есть медотвод, с беременными или кормящими матерями? При этом ПЦР-тесты – не выход. Результатов теста сегодня нужно ждать по три дня. А что потом? Быстрее бежать в клуб, пока он действительный. В таком случае, чтобы ходить в спортзал, человеку нужно будет сдавать анализ каждый день.Тест стоит 1,5 тысячи рублей. Тут даже человек состоятельный задумается: а нужно ли ему это? – рассуждают представители фитнес-индустрии.