“Дюна” Дени Вильнева вот уже месяц штурмует отечественный прокат. И, судя по всему, зрители охотно идут на фантастический боевик, снятый по культовой фантастике Фрэнка Герберта.
Колоссальные сборы картины не удивительны — за время пандемии люди истосковались по масштабным и зрелищным фильмам на большом экране, и “Дюна” оказалась одной из первых лент такого масштаба. Но за красивыми пейзажами далеких планет и баталиями Великих Домов скрывается несколько серьезных проблем, которые не дают назвать фильм Дени Вильнева хорошим.
— 1/2 Дюны
Режиссер решил не сокращать события, описываемые в первой книге Фрэнка Герберта, как это было сделано в картине Дэвида Линча. Однако уместить книгу внушительных размеров в хронометраж полнометражного кино невозможно, пускай режиссер и растянул фильм на два с половиной часа.
Поэтому Дени Вильнев пошел на спорный шаг — экранизировал лишь первую половину книги, по всей видимости, запланировав продолжение на потом. Из-за чего “Дюна” воспринимается как первая серия масштабного сериала, но не как фильм.
Конфликты, монотонно и дотошно описываемые в первый час фильма, ни к чему не приводят. Фильм буквально останавливает повествование на середине, оставляя зрителя с чувством незавершенности и растерянности. Станет ли главный герой предводителем Фрименов? Отомстит ли он Дому Харконненов за гибель отца? Оседлает ли он, в конце концов, Шаи-Хулуда? Узнаете примерно через лет 7, когда выйдет второй фильм, если он выйдет.
Хотя, с другой стороны, зритель ведь и так знает ответы на все эти вопросы, ведь…
— Сегодня Дюна выглядит как самая банальная и предсказуемая история об избранном
Это проблема всех произведений, которые стали культовыми родоначальниками жанра. На момент выхода Дюна была передовым фантастическим романом, однако спустя более полувека история об избранном мальчике, который должен победить всех злобных злодеев выглядит настолько наивно и вторично, насколько это вообще возможно.
И фильм никак не пытается переосмыслить произведение или преподнести историю как-то иначе. В результате чего мы получаем практически карикатурных персонажей с заведомо известными сюжетными линиями.
Главный герой, Пол Атрейдес, настолько избранный, насколько это вообще возможно. Его отец — самый честный и благородный. А дом Харконнен выглядит настолько карикатурными злодеями, что это даже забавно. Если вы привыкли к неоднозначным персонажам и удивляющим сюжетным поворотам, то Дюна Дени Вильнева — явно не тот фильм, который удовлетворит ваш интерес.
— Так же красиво, как и скучно
Имея лишь обрубок цельного сюжета и карикатурных персонажей, что же получат зрители во время просмотра? Настолько же красивый, насколько и затянутый фильм.
Картинка, без преувеличения, выглядит потрясающе. Огромные корабли, далекие планеты и монструозные черви поражают при просмотре, особенно в отсутствие других масштабных фантастических фильмов. Однако красота кадра не может вытянуть весь фильм. Да, инопланетный корабль впечатляюще появляется из воды на фоне главного героя, но если дорогостоящая графика — единственное достижение киноленты, стоит ли оно двух с половиной часов вашей жизни?
По итогу мы получаем очень красивый фильм, довольно точно пересказывающий события первой половины книги. Однако насколько увиденное впечатляет визуалом, насколько же оно разочаровывает своим содержанием. Фанаты первоисточника останутся довольны, однако зачем в таком случае называть 2,5 часовую иллюстрацию полноценным фильмом?