Найти тему
Отставной холостяк

Декан Суриковки махнул Москву на уральскую глубинку

Почему одни люди стремятся в столицу, а другие с лёгкостью меняют её деловой уклад на сельское житьё-бытьё? 

Уральская мекка художников

Вид с камня-бойца Шайтан
Вид с камня-бойца Шайтан

Село Чусовое раскидалось по обоим берегам одноименной реки. Живописные виды с них открываются.

Вид с Шайтан-камня на Зареку - район с. Чусовое
Вид с Шайтан-камня на Зареку - район с. Чусовое

От того и художников здесь можно встретить, конечно, реже, чем работников местного сельхозпредприятия «Новая жизнь». Но никого ими здесь не удивишь.

Летний филиал художественного училища им. Шадра
Летний филиал художественного училища им. Шадра

Вот и хозяева дома на улице Пионерской - Геннадий Васильевич и Анна Васильевна, как раз из них.

Тулуп к лицу

Тулуп - любимая зимняя одежда
Тулуп - любимая зимняя одежда

В хозяине, особенно когда он в тулупе и валенках, вряд ли бы признали своего декана бывшие студенты факультета графики Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств. А пост он оставил лишь в 75 лет. В целом же отдал своей альма-матер сорок лет. Сам родом из Уфы, он после окончания Свердловского художественного училища поступил на факультет графики в МГАХИ, где и защитил диплом в 1967 году. Затем поступил в аспирантуру, да так и остался в родном вузе. Преподавал студентам спецпердметы: рисунок, шрифт, композицию.

- Почему посвятил себя преподаванию? –переспрашивает собеседник и с улыбкой откликается. – Говорят, что в педагогику идут те, кому не удалось реализоваться в творчестве.

Выставка Шуршина в Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл»
Выставка Шуршина в Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл»

Шутит. Хотя, как известно, в каждой шутке только доля шутки. С одной стороны иронизировать по поводу самореализации нет повода: он признанный мастер в станковой графике, участник республиканских, всесоюзных, зарубежных художественных выставок, заслуженный художник Российской Федерации (1998 г.), с другой - как всякий творческий человек может сожалеть об упущенном.

По мотивам Решетоаа
По мотивам Решетоаа

И что-то из этого декан в отставке старается наверстать здесь, в Чусовом. Куда первый раз попал в конце 80-х, когда участвовал во всесоюзном пленере, собиравший в уральском селе художников со всей страны. Здесь же и познакомился со своей супругой Валентиной Васильевной (к тому времени оба уже развелись и имели по два ребёнка), она одной из первых среди художественной среды приобрела себе здесь домишко, когда художникам разрешили покупать дома у колхозников под мастерские. Сюда-то они сейчас и перебрались на постоянное место жительство из Москвы. Сама хозяйка уже не пишет, аргументируя это так:

- Дети, внуки, кастрюли… вот мои картины!

Супругу есть, что показать.

Мастер плакатного жанра

Автор на открытии своей выставки в Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл»
Автор на открытии своей выставки в Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл»

Мы поднимается с Геннадием Васильевичем по лестнице на второй этаж «малухи», так называет он пристрой к дому, возведённый собственноручно. Малуха и есть малуха, особо не развернёшься, но для работы – в самый раз. На мольберте небольшой пейзаж. Сейчас это, основной жанр, в котором работает художник.  

- Тематика уральская завораживает, как магнит притягивает, - признаётся мастер. - Я прикипел к этим местам. И это не только Свердловская область, но и Южный Урал, и Башкирия, где часто бывал. Сплавлялся по рекам Юрюзань, Ай, Инзера, Уфимка и Чусовой, само собой. 

Но одним жанром дело не ограничивается. Говорит, что иногда в голову приходят какие-то композиционные придумки. Сейчас главной темой стали своего рода иллюстрации к стихотворениям уральского поэта Александра Решетова, тронувшего душу художника простотой и лиричностью своих стихов. 

Мне как журналисту близок этот плакат
Мне как журналисту близок этот плакат

А принципе, тяга художника к «композиционным придумкам», имеет вполне очевидные корни. Об этом можно догадаться, познакомившись с его творческой биографией в интернете. Например, узнав, что Геннадий Шуршин известный плакатист и его учителями были знаменитые русские художники-графики Михаил Черемных и Николай Пономарев.

-10

Самые известные произведения в этом жанре: «5 мая — День печати» (1972), «Слава вам, павшим, весь мир спасшим, себя не спасшим» (1976), «… когда войну забудут женщины, уже спокойные за нас» (1976), «Если партия скажет — надо, комсомольцы ответят — есть!» (1976), «Мы не грозим другим народам» (1977) и другие.

С радужным хозяинами малухи
С радужным хозяинами малухи

Когда мы в первый раз прощались с Геннадием Васильевич и Валентиной Васильевной у ворот дома, мне захотелось снова вернуться, как-нибудь в их малуху, где на стене отсчитывают время старые ходики с десятифунтовой гирькой на цепи, и поговорить уже не спеша, и, может, не только о картинах. Небесная канцелярия откликнулась на мои желания. Но это уже тоже другая история.