Последней серьезной вехой в истории образования (которая до сих пор сменяется) стала ковидная удаленка. Полгода мы беседовали с практиками образования о том, как это время повлияло на них и на учеников. Несколько ярких мнений мы собрали в этом тексте.
Это последний текст проекта «Удаленное образование», который мы выкладывали тут с апреля 2021 года. Проект создавался при поддержке АНО «ИРИ».
На онлайн–образование в период пандемии вынуждено перешли все: школьники с учителями, студенты с преподавателями и даже родители, которым пришлось перестроить не только свой рабочий график, но и интегрировать новый график ребенка в свой. Мнения школьных учителей и преподавателей университетов разделились.
Все еще находясь в процессе осознания полученного нового опыта, мы суммировали мнения героев–экспертов проекта «Удаленное образование», чтобы осветить разные точки зрения, проблемные места современного образования и выводы.
Можно эффективно учиться по семинарам-подкастам — Андрей Коняев, преподаватель мехмата МГУ:
«Мое отношение к дистанционному преподаванию изменилось после весенних экзаменов. Обычно экзамен заваливают студенты, которые не ходили на мои семинары. Просто потому, что тригонометрию невозможно выучить за четыре часа до экзамена. Нужно потреблять информацию по чуть-чуть. Экзамен на отлично сдала девушка, ник которой я не помню на своих семинарах. Когда я ее спросил, как так вышло, она сказала, что действительно не ходила, потому что работала. Но при этом смотрела семинары в записи. Оказалось, что режим подкаста, когда четверо разговаривают (преподаватель и активные студенты), может работать на пользу».
Полное интервью с Андреем можно посмотреть здесь.
Пандемия превратила в учебную аудиторию любое место, в том числе дом — Таня Мельникова, танцовщица, перформер и педагог:
«Современный танец как понятие актуально тем, что оно говорит о сегодняшнем времени. Любое мое действие и присутствие в моменте – это и есть современный танец. Он не прикреплен к сцене, но ему нужно пространство. 80% моих студентов стали работать из дома. Дом смешал свои функции. Мы по-другому начали смотреть на то пространство, в котором живем, спим, едим, читаем, образовываемся.
Я настолько привыкла через тактильность направлять и поправлять учеников, что мне тяжело было просто смотреть на экран. Но я оправдывала свое неприсутствие рядом тем, что, возможно, человек быстрее научится сам».
Видеоинтервью с Таней и ее танец смотрите тут.
Школьное образование исключительно онлайн быть не может, вероятно — Ирина Кондратьева, замдиректора по учебно-воспитательной работе школы № 1 Гусь-Хрустального, учитель экономики и обществознания:
«Пандемия для нас началась с переподготовки учителей, чтобы научить их работать с тем или иным приложением. Мне кажется, что к концу прошлого года учителя сориентировались и научились работать в онлайне, начали давать задания ребенку, которые можно пройти тестами в интернете, а не решить письменно на листочке. Но есть негативный момент – снижение мотивации к обучению. Потому что энергии живой в онлайн–образовании нет и быть не может. Онлайн образованию быть. Оно удобно для взрослых людей. Но оно не может быть глобально и для школьников».
Весь монолог Ирины о школьном образовании мы выложили здесь.
Да, не может, но для школьников в онлайне есть плюсы — Максим Иванов, учитель истории:
«Те ученики, которые при живом общении тяжело шли на контакт, в онлайн-образовании открылись. И в моей практике таких больше половины. А те, кто в обычной жизни лучше впитывали предмет, стали хуже учиться. Удаленное образование помогает тем детям, которые заболели и через онлайн-конференцию могут присутствовать на уроке и когда прозвенел звонок – как остальные сдать свою работу. Оно помогает тем детям, у которых нет возможности прийти в школу».
Размышления Максима о том, почему учитель и ученики — вампиры, можно послушать по этой ссылке.
Преподавать физкультуру по веб-камере можно, а со списыванием не надо бороться — Николай Щербаков, учитель физики из школы № 36 Великого Новгорода и участник программы «Учитель для России»:
«Большая проблема онлайн-образования – это проблема списывания. Но она решается путем доверия ученика учителю и учителя ученику. Когда ученику не страшно написать на двойку, проработать недочеты с учителем и переписать работу. Страшно должно быть упустить знания, которые сейчас можно получить, и навыки, которые можно развить.
Я долго думал, как мы перенесем уроки физкультуры и технологии в Zoom. У нас активно заработал YouTube-канал школы. Наши физруки выкладывали туда ежедневные зарядки, а учитель технологии записывал видео о том, как поменять патрон для лампочки и как починить розетку. Учителя делали интересный и важный контент. И им самим это было очень интересно».
Полное интервью с Николаем — здесь.
Ну, и онлайн дал возможность сильно поэкспериментировать — Иван Боганцев, директор Европейской гимназии :
«Для многих это было отрезвляющее время. Для родителей, который вдруг обнаружили, что уровень обучения их детей довольно посредственный. Для тех, кто увидел, что образование в массе своей не способно подстроиться под вызовы времени. Это был очень полезный опыт, даже когда он не получился.
Мы разрешили ученикам, если они хотят, сдавать работы раньше срока и в этом случае не появляться на уроке. Оказалось, что очень многие дети начали сами проектировать свой учебный день: просыпались раньше, делали все задания, а дальше сами распоряжались оставшимся учебным днем.
Я надеюсь, что нам хватит смелости интегрировать полученные идеи в офлайн–школе. Потому что когда у учителя появляется другая роль – наставника, у ребенка появляется выбор».
Полное интервью с Иваном можно посмотреть здесь.