С моря на сушу, с морского дна на рельсы. История советской крупнокалиберной железнодорожной артиллерийской установки береговой обороны ТМ-3-12.
Из железнодорожной артиллерии чаще вспоминают немецкую «Парижскую пушку» Первой Мировой или немецкую же колоссальную «Дору» Второй Мировой. Однако и в Советском Союзе имелась своя крупнокалиберная железнодорожная артиллерия. Пусть и не таких гигантских размеров.
В тридцатые годы было разработано четыре типа крупнокалиберных орудий, транспортируемых по железной дороге, и предназначенных, главным образом, для береговой обороны. Установки ТМ-1-14, ТМ-2-12, ТМ-3-12 и ТМ-1-180.
«ТМ» расшифровывают как «транспортёр морской», имея ввиду назначение орудий. А заодно и их происхождение – корабельные орудия. Первую цифру обычно считают типом установки. Получается, было две установки «тип 1», хотя конструктивно они совершенно разные. Последняя группа цифр – калибр. «12» и «14» – в дюймах, «180» – в миллиметрах.
Из шести выпущенных установок ТМ-1-14 и шести установок ТМ-2-12, до наших дней не сохранилась ни одна. А вот представители двух других типов вполне себе стоят в музеях. Сегодня мы поговорим о ТМ-3-12.
Орудие Обуховского завода, калибром в 12 дюймов и длиной ствола в 52 калибра (принято на вооружение в 1907 году) предназначалось для вооружения новых линейных кораблей типа «Севастополь» (на Балтике) и типа «Императрица Мария» (на Чёрном море). А также для использования на батареях береговой обороны. Всего было изготовлено две сотни стволов, четвёртая часть из них – уже после революции.
Черноморский линкор «Императрица Мария», головной в серии. Спущен на воду в 1913 году и введён в строй в разгар Первой Мировой войны, в 1915 году. Главный калибр – четыре трёхорудийных башни с 12-дюймовыми пушками. 7 октября (20 октября по новому стилю) 1916 года, на севастопольском рейде, на линкоре произошёл взрыв порохового погреба. Корабль затонул, унеся жизни более двух сотен моряков. Причину взрыва установить так и не смогли. (Предположение о немецкой диверсии тоже имеется, но, скорее, конспирологическое). Линкор подняли в 1918 году, но в условиях Гражданской войны стало не до его восстановления. В 1927 году корабль разобрали на металл. Сорвавшиеся со своих мест башни главного калибра подняли отдельно в 1928-1932 годах. Их орудия и пошли на установки ТМ-3-12.
Транспортёр был изготовлен довольно хитро. Орудие смонтировано на главной балке, каждый конец которой опирается на две четырёхосные тележки. (Т.е. всего у транспортёра четыре тележки и шестнадцать осей). Благодаря этому длиннющая установка могла вписываться в повороты. Кроме того, для вписывания в габарит, верхний лафет со стволом могли опускаться во внутреннюю полость главной балки. Но и это ещё не всё. На транспортёре имелось так называемое «возимое штыревое основание», опираясь на которое орудие могло вести круговую стрельбу с заранее оборудованных позиций. Тележки при этом от транспортёра отсоединялись и откатывались в стороны.
Кстати, надо отметить ещё одну интересную особенность. В «обычном» режиме транспортёр перевозился паровозом (на батарею полагалось один-два паровоза серии «Э»). Но две крайние тележки транспортёра имели вспомогательные электродвигатели и могли двигаться самостоятельно. Так что при большом желании транспортёр мог передвигаться и без паровоза, медленно, недалеко и со скрипом.
Орудие могло вести огонь и прямо с путей, правда, горизонтальный угол обстрела при этом не превышал 2-3 градуса. Для увеличения угла обстрела можно было построить специальные изогнутые отводы железнодорожного полотна (почему-то их везде называют «усами»), катаясь по которым, транспортёр менял бы направление обстрела. Против статичных сухопутных объектов, типа осадных батарей, это сработало бы, но против быстро двигающегося и маневрирующего корабля – не очень. А основной задачей транспортёров была как раз береговая оборона.
Потому для орудий были оборудованы стационарные боевые позиции. Заглубленная бетонная площадка шестнадцать на шестнадцать метров, толщина (точнее, глубина) бетона три метра. В центре площадки находилась металлическая фундаментная плита диаметром два метра, для опирания транспортёра. А вокруг плиты – круговой металлический погон диаметром около тринадцати метров, под специальные катки, установленные на центральной балке транспортёра.
Транспортёр по вбетонированным рельсам заталкивали на площадку, потом на плиту фундамента опускалось его «возимое штыревое основание» и прикручивалось к ней болтами. Транспортёр вывешивался на встроенных домкратах, тележки выкатывались из-под него в разные стороны. В итоге транспортёр всем своим весом опирался на центральную плиту и вращался вокруг неё на 360 градусов, поддерживаемый только двумя катками, катающимися по погону. Нормативное время перехода из походного положения в боевое – один час. Электричество для функционирования установка получала либо на стационарной площадке, либо от специального вагона-электростанции, входившего в состав артиллерийской батареи наряду со множеством других вагонов и технических устройств.
Кстати, среди оборудованных позиций был и форт Красная горка, где один из транспортёров находится сейчас.
Всего было построено три установки ТМ-3-12. Первый транспортёр изготовили к июню 1938 года, второй – к декабрю, третий был готов 1 января 1939 года. Стоимость одного транспортёра – 1 миллион 330 тысяч тогдашних рублей. Войсковые испытания транспортёров ТМ-3-12, объединённых в состав 9-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи (ождаб), проходили на самой настоящей войне – Советско-Финляндской, иначе именуемой Зимней.
По итогам той войны СССР получил в аренду на 30 лет город Ханко и часть одноимённого полуострова, для создания там военно-морской базы. (Ханко это тот самый мыс Гангут, у которого в 1714 году была одержана первая победа русского флота над шведским в ходе Северной войны). На Ханко перебросили и все три установки ТМ-3-12. (Кроме того, на базе Ханко находилось четыре 180-мм железнодорожных установки ТМ-1-180 в составе 17-й ождаб).
После начала Великой Отечественной войны, финнны, выждав трёхдневную «дипломатическую паузу», 25 июня начали наступление на советские войска. Была атакована и военно-морская база Ханко. Продержалась она пять месяцев, и к началу декабря 1941 года была эвакуирована. Здоровенные транспортёры пришлось бросить, предварительно приведя их в негодность.
Впрочем, финнам это не слишком помешало. Они активно принялись ремонтировать и восстанавливать полученные трофеи. Причём для восстановления повреждённых установок были использованы орудия с линкора «Император Александр III», однотипного с линкором «Императрица Мария».
Черноморский линкор «Император Александр III», типа «Императрица Мария». Спущен на воду в 1914 году и введён в строй в 1917 году, аккурат между двумя революциями. После февральской был переименован в «Волю». В 1919 году линкор оказался в составе флота белых и получил очередное имя – «Генерал Алексеев». После эвакуации белых из Крыма, линкор, помариновавшись здесь и там, попал, наконец, в тунисскую Бизерту, принадлежавшую французам. В 1924 году французы согласились передать остатки белого флота СССР, благо дипломатические отношения как раз установили. Но потребовали оплаты за те годы, пока флот стоял в Бизерте. У СССР денег на ржавые корабли не нашлось, и линкор остался на месте. В 1936 году его перевели в Брест и там разобрали на металл. Двенадцать орудий главного калибра с разобранного русского линкора французы, с барского плеча, подарили в 1940 году Финляндии. Шесть орудий финны установили на береговых батареях, два вынуждены были отдать СССР. Ещё четыре орудия не успели попасть в Финляндию и достались немцам, которые использовали их в своих береговых укреплениях. Свои орудия финны и пустили на восстановление трофейных ТМ-3-12.
После заключения перемирия в 1944 году, Финляндия передала все три уже отремонтированных установки ТМ-3-12 обратно СССР. Из них сформировали новую 294-ю ождаб. От прав на военно-морскую базу в Ханко СССР отказался, транспортёры расположили в городе Пиллау, ставшем Балтийском после превращения Восточной Пруссии в Калининградскую область. Официально орудия сняли с вооружения в 1961 году, после чего отправили на хранение в форт Красная горка.
Все три установки ТМ-3-12 сохранились до наших дней и экспонируются в музеях. Одна – на Поклонной горе в Москве, вторая – в Музее железных дорог России в Петербурге, третья – недалеко от Петербурга, на форте Красная горка.
Что осталось от бронепоездов и где их можно увидеть?
Советский "антикитайский" бронепоезд
Транспортёр ТМ-1-180. Морской калибр на рельсах
БЖРК «Молодец». Единственный и уникальный
#история #военная техника #ссср #музеи #артиллерия #великая отечественная война #военная история #железнодорожный транспорт #советско-финская война #флот россии