Найти тему
Ерофей и его заметки

Железнодорожная царь-пушка. Артиллерийская установка ТМ-3-12

С моря на сушу, с морского дна на рельсы. История советской крупнокалиберной железнодорожной артиллерийской установки береговой обороны ТМ-3-12.

Из железнодорожной артиллерии чаще вспоминают немецкую «Парижскую пушку» Первой Мировой или немецкую же колоссальную «Дору» Второй Мировой. Однако и в Советском Союзе имелась своя крупнокалиберная железнодорожная артиллерия. Пусть и не таких гигантских размеров.

В тридцатые годы было разработано четыре типа крупнокалиберных орудий, транспортируемых по железной дороге, и предназначенных, главным образом, для береговой обороны. Установки ТМ-1-14, ТМ-2-12, ТМ-3-12 и ТМ-1-180.

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Музей железных дорог России, Санкт-Петербург. Фото автора.
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Музей железных дорог России, Санкт-Петербург. Фото автора.

«ТМ» расшифровывают как «транспортёр морской», имея ввиду назначение орудий. А заодно и их происхождение – корабельные орудия. Первую цифру обычно считают типом установки. Получается, было две установки «тип 1», хотя конструктивно они совершенно разные. Последняя группа цифр – калибр. «12» и «14» – в дюймах, «180» – в миллиметрах.

Из шести выпущенных установок ТМ-1-14 и шести установок ТМ-2-12, до наших дней не сохранилась ни одна. А вот представители двух других типов вполне себе стоят в музеях. Сегодня мы поговорим о ТМ-3-12.

12”/52 морское орудие Обуховского завода. Затвор поршневой, заряжание картузное. Парк Победы на Поклонной горе, Москва. Фото автора.
12”/52 морское орудие Обуховского завода. Затвор поршневой, заряжание картузное. Парк Победы на Поклонной горе, Москва. Фото автора.

Орудие Обуховского завода, калибром в 12 дюймов и длиной ствола в 52 калибра (принято на вооружение в 1907 году) предназначалось для вооружения новых линейных кораблей типа «Севастополь» (на Балтике) и типа «Императрица Мария» (на Чёрном море). А также для использования на батареях береговой обороны. Всего было изготовлено две сотни стволов, четвёртая часть из них – уже после революции.

Линейный корабль «Императрица Мария».
Линейный корабль «Императрица Мария».
Черноморский линкор «Императрица Мария», головной в серии. Спущен на воду в 1913 году и введён в строй в разгар Первой Мировой войны, в 1915 году. Главный калибр – четыре трёхорудийных башни с 12-дюймовыми пушками. 7 октября (20 октября по новому стилю) 1916 года, на севастопольском рейде, на линкоре произошёл взрыв порохового погреба. Корабль затонул, унеся жизни более двух сотен моряков. Причину взрыва установить так и не смогли. (Предположение о немецкой диверсии тоже имеется, но, скорее, конспирологическое). Линкор подняли в 1918 году, но в условиях Гражданской войны стало не до его восстановления. В 1927 году корабль разобрали на металл. Сорвавшиеся со своих мест башни главного калибра подняли отдельно в 1928-1932 годах. Их орудия и пошли на установки ТМ-3-12.
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Парк Победы на Поклонной горе, Москва. Фото автора.
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Парк Победы на Поклонной горе, Москва. Фото автора.

Транспортёр был изготовлен довольно хитро. Орудие смонтировано на главной балке, каждый конец которой опирается на две четырёхосные тележки. (Т.е. всего у транспортёра четыре тележки и шестнадцать осей). Благодаря этому длиннющая установка могла вписываться в повороты. Кроме того, для вписывания в габарит, верхний лафет со стволом могли опускаться во внутреннюю полость главной балки. Но и это ещё не всё. На транспортёре имелось так называемое «возимое штыревое основание», опираясь на которое орудие могло вести круговую стрельбу с заранее оборудованных позиций. Тележки при этом от транспортёра отсоединялись и откатывались в стороны.

Опирание главной балки на переднюю пару четырёхосных тележек. Фото автора.
Опирание главной балки на переднюю пару четырёхосных тележек. Фото автора.

Кстати, надо отметить ещё одну интересную особенность. В «обычном» режиме транспортёр перевозился паровозом (на батарею полагалось один-два паровоза серии «Э»). Но две крайние тележки транспортёра имели вспомогательные электродвигатели и могли двигаться самостоятельно. Так что при большом желании транспортёр мог передвигаться и без паровоза, медленно, недалеко и со скрипом.

Задняя тележка с электродвигателем. Рядом тендер паровоза серии «Э». Фото автора.
Задняя тележка с электродвигателем. Рядом тендер паровоза серии «Э». Фото автора.

Орудие могло вести огонь и прямо с путей, правда, горизонтальный угол обстрела при этом не превышал 2-3 градуса. Для увеличения угла обстрела можно было построить специальные изогнутые отводы железнодорожного полотна (почему-то их везде называют «усами»), катаясь по которым, транспортёр менял бы направление обстрела. Против статичных сухопутных объектов, типа осадных батарей, это сработало бы, но против быстро двигающегося и маневрирующего корабля – не очень. А основной задачей транспортёров была как раз береговая оборона.

Домкрат опущен на рельсы. Да так, что пришлось и под центральную опору, и под колёса подкладывать деревянные бруски. Фото автора.
Домкрат опущен на рельсы. Да так, что пришлось и под центральную опору, и под колёса подкладывать деревянные бруски. Фото автора.

Потому для орудий были оборудованы стационарные боевые позиции. Заглубленная бетонная площадка шестнадцать на шестнадцать метров, толщина (точнее, глубина) бетона три метра. В центре площадки находилась металлическая фундаментная плита диаметром два метра, для опирания транспортёра. А вокруг плиты – круговой металлический погон диаметром около тринадцати метров, под специальные катки, установленные на центральной балке транспортёра.

ТМ-3-12, захваченный финнами, на своей стационарной боевой позиции. Полуостров Ханко, сентябрь 1943 года. Кстати, обратите внимание, почти все финские солдаты в итальянских касках.
ТМ-3-12, захваченный финнами, на своей стационарной боевой позиции. Полуостров Ханко, сентябрь 1943 года. Кстати, обратите внимание, почти все финские солдаты в итальянских касках.

Транспортёр по вбетонированным рельсам заталкивали на площадку, потом на плиту фундамента опускалось его «возимое штыревое основание» и прикручивалось к ней болтами. Транспортёр вывешивался на встроенных домкратах, тележки выкатывались из-под него в разные стороны. В итоге транспортёр всем своим весом опирался на центральную плиту и вращался вокруг неё на 360 градусов, поддерживаемый только двумя катками, катающимися по погону. Нормативное время перехода из походного положения в боевое – один час. Электричество для функционирования установка получала либо на стационарной площадке, либо от специального вагона-электростанции, входившего в состав артиллерийской батареи наряду со множеством других вагонов и технических устройств.

Тележки транспортёра ТМ-3-12 отогнанные в сторонку. На заднем плане виден и сам транспортёр, на котором финны соорудили целый сарай. Полуостров Ханко, сентябрь 1943 года.
Тележки транспортёра ТМ-3-12 отогнанные в сторонку. На заднем плане виден и сам транспортёр, на котором финны соорудили целый сарай. Полуостров Ханко, сентябрь 1943 года.

Кстати, среди оборудованных позиций был и форт Красная горка, где один из транспортёров находится сейчас.

Здесь хорошо видно и поднятый домкрат, и центральную опору. Рядом со снарядами, под днищем – устройство с катками, которые должны были двигаться по погону стационарной позиции. Цилиндры, поднятые над задними тележками – раскладывающиеся упоры для стрельбы с железнодорожного полотна. Фото автора.
Здесь хорошо видно и поднятый домкрат, и центральную опору. Рядом со снарядами, под днищем – устройство с катками, которые должны были двигаться по погону стационарной позиции. Цилиндры, поднятые над задними тележками – раскладывающиеся упоры для стрельбы с железнодорожного полотна. Фото автора.

Всего было построено три установки ТМ-3-12. Первый транспортёр изготовили к июню 1938 года, второй – к декабрю, третий был готов 1 января 1939 года. Стоимость одного транспортёра – 1 миллион 330 тысяч тогдашних рублей. Войсковые испытания транспортёров ТМ-3-12, объединённых в состав 9-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи (ождаб), проходили на самой настоящей войне – Советско-Финляндской, иначе именуемой Зимней.

По итогам той войны СССР получил в аренду на 30 лет город Ханко и часть одноимённого полуострова, для создания там военно-морской базы. (Ханко это тот самый мыс Гангут, у которого в 1714 году была одержана первая победа русского флота над шведским в ходе Северной войны). На Ханко перебросили и все три установки ТМ-3-12. (Кроме того, на базе Ханко находилось четыре 180-мм железнодорожных установки ТМ-1-180 в составе 17-й ождаб).

Не смотря на свои габариты (40 метров длины) и немаленькую массу (около 350 тонн в сборе, тут данные разнятся), установка спокойно перемещалась по железным дорогам. Масса установки без тележек, при нахождении на стационарной боевой позиции – 275 тонн. Фото автора.
Не смотря на свои габариты (40 метров длины) и немаленькую массу (около 350 тонн в сборе, тут данные разнятся), установка спокойно перемещалась по железным дорогам. Масса установки без тележек, при нахождении на стационарной боевой позиции – 275 тонн. Фото автора.

После начала Великой Отечественной войны, финнны, выждав трёхдневную «дипломатическую паузу», 25 июня начали наступление на советские войска. Была атакована и военно-морская база Ханко. Продержалась она пять месяцев, и к началу декабря 1941 года была эвакуирована. Здоровенные транспортёры пришлось бросить, предварительно приведя их в негодность.

Впрочем, финнам это не слишком помешало. Они активно принялись ремонтировать и восстанавливать полученные трофеи. Причём для восстановления повреждённых установок были использованы орудия с линкора «Император Александр III», однотипного с линкором «Императрица Мария».

Линейный корабль «Генерал Алексеев» - бывший «Император Александр III» - в Стамбуле.
Линейный корабль «Генерал Алексеев» - бывший «Император Александр III» - в Стамбуле.
Черноморский линкор «Император Александр III», типа «Императрица Мария». Спущен на воду в 1914 году и введён в строй в 1917 году, аккурат между двумя революциями. После февральской был переименован в «Волю». В 1919 году линкор оказался в составе флота белых и получил очередное имя – «Генерал Алексеев». После эвакуации белых из Крыма, линкор, помариновавшись здесь и там, попал, наконец, в тунисскую Бизерту, принадлежавшую французам. В 1924 году французы согласились передать остатки белого флота СССР, благо дипломатические отношения как раз установили. Но потребовали оплаты за те годы, пока флот стоял в Бизерте. У СССР денег на ржавые корабли не нашлось, и линкор остался на месте. В 1936 году его перевели в Брест и там разобрали на металл. Двенадцать орудий главного калибра с разобранного русского линкора французы, с барского плеча, подарили в 1940 году Финляндии. Шесть орудий финны установили на береговых батареях, два вынуждены были отдать СССР. Ещё четыре орудия не успели попасть в Финляндию и достались немцам, которые использовали их в своих береговых укреплениях. Свои орудия финны и пустили на восстановление трофейных ТМ-3-12.
Дальность стрельбы – 30-40 километров, в зависимости от типа снаряда и зарядов. Максимальная скорострельность – 2 выстрела в минуту. Фото автора.
Дальность стрельбы – 30-40 километров, в зависимости от типа снаряда и зарядов. Максимальная скорострельность – 2 выстрела в минуту. Фото автора.

После заключения перемирия в 1944 году, Финляндия передала все три уже отремонтированных установки ТМ-3-12 обратно СССР. Из них сформировали новую 294-ю ождаб. От прав на военно-морскую базу в Ханко СССР отказался, транспортёры расположили в городе Пиллау, ставшем Балтийском после превращения Восточной Пруссии в Калининградскую область. Официально орудия сняли с вооружения в 1961 году, после чего отправили на хранение в форт Красная горка.

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Фото автора.
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Фото автора.

Все три установки ТМ-3-12 сохранились до наших дней и экспонируются в музеях. Одна – на Поклонной горе в Москве, вторая – в Музее железных дорог России в Петербурге, третья – недалеко от Петербурга, на форте Красная горка.

Что осталось от бронепоездов и где их можно увидеть?

Советский "антикитайский" бронепоезд

Транспортёр ТМ-1-180. Морской калибр на рельсах

БЖРК «Молодец». Единственный и уникальный

(Версия для LiveJournal)

#история #военная техника #ссср #музеи #артиллерия #великая отечественная война #военная история #железнодорожный транспорт #советско-финская война #флот россии