«В начале XX века два великих изобретения стали приобретать форму на наших глазах: самолет и город-сад. Оба являлись предвестниками новой эры: первый дал человеку крылья, а второй обещал ему лучшие жилищные условия, когда он спустится на землю» – писал американский историк и социолог Льюис Мамфорд в середине прошлого столетия.
Решение проблемы перенаселенности и плохой экологии
Новая концепция идеального города сначала была озвучена немецким архитектором Фишером в 1896 году. Но всемирную известность идея получила в формулировке английского социолога Говарда, который спустя 2 года издал книгу «Завтрашний день: мирный путь к истинной реформе» с подробным описанием «города-сада». Таким образом Говард предлагал решить проблему перенаселённости больших городов и плохую экологию, связанную с индустриализацией.
Суть идеи «города-сада» состояла в возведении на дешёвой сельскохозяйственной земле малоэтажного «посёлка», отделенного от заводов широкой полосой зелёных насаждений. Внутри посёлка было все необходимое в пешей доступности – парки, школы, театры и музеи. Численность посёлка не должна была превышать 30 тысяч человек.
Как вдохновился идеей «города-сада» Петербург?
Даже революция не помешала развитию этой идеи. Малоэтажное жилье подходило под концепцию «нового быта» и было относительно дешевым в строительстве, к тому же, проблема жилья для рабочих стояла остро. В Петербурге есть много районов с малоэтажной застройкой, прообразом для которых как раз и стала идея “города-сада”.
Яркий представитель дореволюционной застройки такого типа – городок Нобелей для сотрудников завода «Людвиг Нобель». Он состоит из 13 жилых корпусов в 2-4 этажа с озеленёнными дворами. Изначально в состав комплекса ещё входила школа для детей жителей. Спроектированы дома были самыми известными архитекторами того времени: В. А. Шретером, Р. Ф. Мельцером, Ф. И. Лидвалем.
В квартирах площадью от 56 до 80 м было по 2 входа и все удобства: ванная и центральное отопление.
В послереволюционном Петрограде одним из первых был построен Палевский жилмассив по проекту архитектора А .И. Зазерского. Маленькие домики в 2-3 этажа с двускатными крышами, окружённые садом с плодовыми деревьями. У каждой квартиры свой вход с улицы. Помимо этого в комплексе размещалась контора по управлению городком и прачечная.
В то же время на окраинах проектируется ряд жилмассивов уже без придомовой территории и высотой до 4 этажей, но вызывающих сейчас не меньшее удивление своей камерностью: жилмассив на Тракторной улице, «Серафимовский участок», Жилмассив рабочих-текстильщиков, жилой городок «Свет Рабочим» и другие.
В 1930-х конструктивизм попал в немилость, поэтому в архитектуре курс был взят на монументальную неоклассику.
После войны: «немецкие коттеджи» и двухэтажные «кубики»
Повторно в СССР про малоэтажное строительство вспомнили в конце Второй Мировой. Нужно было максимально быстро дать дешевое, но капитальное жильё людям взамен разрушенного.
Первым застраивался участок на Белевском поле. Один из проектов архитектора А.В. Жука очень узнаваем – двухэтажные «кубики» со световым фонарем, освещающим лестницу. Следом на ул. Крупской появился жилмассив по проекту Е.А. Левинсона с декором в стиле ар-деко.А в Сосновой Поляне по проекту А.А. Оля дома с отголосками северного модерна.
Помимо этого застраивалась Волкова деревня, Удельная, Нарвская, Чёрная Речка. Дома, которые за свою необычность стали назывались «немецкими коттеджами» появились в Дачном, Лигово, на Большой Охте. Обычно согласно генплану под застройку выделялись небольшие участки разным предприятиям. Если район был относительно большой по площади, то таких предприятий было несколько. А вот, например, на Звездной все жилые дома построены для работников ЦНИИ им Крылова.
Уже в начале 1950-х малоэтажное строительство запретили как слишком провинциальное для Петербурга.
Но что-то есть притягательное в этих домиках, как и доля правды в словах Мамфорда, ведь в нулевых малоэтажными коттеджами застраивали проспект Динамо и район Коломяги.
Автор: Елена Николаева
Фотографии: Елена Николаева, pastvu.com, russiainphoto.ru