Статистика крупнейших мировых авиапроизводителей демонстрирует некоторый отскок после провального 2020 года. Но на самом деле, мы наблюдаем временную стабилизацию на текущих более низких уровнях. Для наглядности в рейтинге приведены также цифры по поставкам самолётов за предыдущие 2 года. Для Боинга - за 3 года, так как кризис у "лидера 20 века" начался раньше всех.
1. Эйрбас (Airbus, Европа)
2019 год - 863
2020 год - 566
2021 год (за 9 месяцев) - 424 самолёта
Текущий тренд - стабилизация на уровне 550-600 самолётов в год (на 33% ниже максимума 2019 года)
Европейский авиапроизводитель пока проходит кризис с наименьшими потерями по сравнению с Боингом и Эмбраером. Наиболее успешная программа А-320 в сентябре преодолела знаковый рубеж в 10 тысяч самолётов. Компания стабильно увеличивает долю своих самолётов на мировом и российском рынке. На сегодня Эйрбас движется в соответствии с нашим оптимистичным прогнозом.
2. Боинг (Boeing, США)
2018 год - 778, из них 39 грузовые (5% от поставок)
2019 год - 340, из них 52 грузовые (15% от поставок)
2020 год - 132, из них 46 грузовые (35% от поставок)
2021 год (за 9 месяцев) - 220 самолётов, из них 31 грузовые (14% от поставок)
Текущий тренд - стабилизация на уровне 300 самолётов в год (на 61% ниже максимума 2018 года)
Американский авиапроизводитель свалился в кризис глубже и раньше всех. У компании есть проблемы с каждым выпускаемым семейством. При этом сам Боинг упорно верит что кризис вот-вот закончится и продолжает штамповать невостребованные авиакомпаниями самолёты. В результате имеет место типичный "кризис перепроизводства". На заводских стоянках сейчас находятся около 300 проблемных самолётов 737MAX и более 100 Дримлайнеров Б-787. Чтобы освободиться от таких запасов Боингу можно спокойно остановить производство на целый год.
Чем хуже идут дела у Боинга, тем больше он начинает напоминать производителя грузовых, а не пассажирских самолётов. К концу года Боинг вероятно придёт в соответствии с нашим реалистичным прогнозом.
3. Эмбраер (Embraer, Бразилия)
2019 год - 89
2020 год - 44
2021 год (за 9 месяцев) - 33 самолёта
Текущий тренд - стабилизация на уровне 45 самолётов в год (на 50% ниже максимумов)
Бразильский авиапроизводитель до сих пор находится в нокдауне после отмены своего поглощения Боингом. Производство самолётов упало вдвое, дальнейшие планы компании в тумане.
4. АТР (ATR, Франция-Италия)
2019 год - 68
2020 год - 15
2021 год (за 9 месяцев) - 17 самолётов
Текущий тренд - стабилизация на уровне 20-25 самолётов в год (на 67% ниже максимумов)
Европейского производителя турбовинтовых региональных самолётов в этом году вытягивает из кризиса азиатский рынок. 7 из 17 самолётов поставлены индийскому лоукостеру IndiGo.
5. COMAC, Китай
2019 год - 12
2020 год - 20
2021 год (за 9 месяцев) - 17 самолётов (все ARJ-21)
Текущий тренд - рост с выходом на уровень 20-25 самолётов в год
Китайский производитель работает исключительно на свой внутренний рынок. Производство "китайского суперджета" ARJ-21 наконец вышло на новые запланированные уровни. Выпускать по 30 самолётов в год китайцы планировали ещё в 2015 году, но так и не смогли его достичь. Стартовав одновременно с нашим Суперджетом, китайский проект регионального самолёта всё время отставал от российского конкурента по всем ключевым срокам на 3-5 лет.
6. ОАК, Россия
2019 год - 6
2020 год - 12
2021 год (за 9 месяцев) - 14 самолётов (все Суперджет 100)
Текущий тренд - рост с выходом на уровень 25-30 самолётов в год
У Суперджета кризис, к счастью, уже позади. После замены Правительства Медведева на Мишустина у авиапрома появились новые кураторы - Белоусов и Борисов. Появились чёткие долгосрочные планы, которые планомерно выполняются. Контракт на поставку 15 самолётов в авиакомпанию "Россия" успешно выполняется. 6 из 15 самолётов переданы авиакомпании и приступили к полётам. До конца года передадут оставшиеся 9 бортов. Ещё 10 Суперджетов до конца года планирует получить авиакомпания "Ред Вингс". Таким образом, по итогам года ОАК должна увеличить поставки до 33 самолётов, что выведет российского авиапроизводителя на 4-е место в мировом рейтинге.
7. Де Хэвилэнд Канада (De Havilland Canada, Канада)
2019 год - 9
2020 год - 8
2021 год (за 9 месяцев) - 6 самолётов (все DHC-8-400)
Текущий тренд - остановка производства.
Здесь комментарии, как говорится, излишни. Со слов представителя канадской компании на авиасалоне МАКС-2021 производство возобновится в 2024 году после переноса завода на новое место. Поживём-увидим.
Топ 5 наших статей в 2021 году:
Сравниваем МС-21 с прямыми конкурентами
Канада и Япония на выход? Конкуренты Суперджета и Ил-114 сходят с дистанции
Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом
Победа ставит крест на Боингах 737 MAX
Российский авиапарк продолжает рост. Боинг больше не первый в России