Найти тему

10 интересных фактов о витражах

Многие из нас хоть раз в жизни любовались причудливой игрой света, которую создают окна, застекленные витражами. Свет проходит через разноцветные стекла, окрашивается цветом и рассеивается по помещению яркими бликами. Задумывались ли вы о том, как витражисты со времен средневековья добиваются такого эффекта? И как сегодня продолжается наследие мастеров витражного дела? Мы привыкли ассоциировать витражи с готическими соборами, однако теперь эта неземная красота может быть доступна каждому из нас.

  1. Зарождение витражного дела относится к строительству первых христианских базилик, а расцвет его пришелся на времена средневековья. Если такие виды христианского искусства, как мозаика и иконопись больше характерны для восточного христианства, то витражи приобрели большую популярность на западе, в католическом мире. Были, однако, и исключения: известно, что витражами были застеклены окна Константинопольского собора Святой Софии, построенного в VI веке. К сожалению, эти витражи не сохранились из-за множества бедствий, которые выпадали на долю собора.
  2. Самым древним дошедшим в целости до наших дней витражом считается витраж романского периода под названием «Голова Христа» (Head of Christ from Wissembourg). Он датируется XI веком и находится во Франции, в Вейссембургском аббатстве в Эльзасе.
«Голова Христа», XI век, Франция, Вейссембургское аббатство.
«Голова Христа», XI век, Франция, Вейссембургское аббатство.

3. Изначально витражи делали из бесцветных непрозрачных материалов: слюды, селенита. Позже мастера научились окрашивать стекло оксидами металлов. Нужного оттенка добивались также с помощью запекания стекла: несколько кусков стекла разных цветов наслаивались друг на друга и помещались в раскаленную до 800 градусов печь, где они расплавлялись и сливались в один слой. Затем витражная композиция составлялась по принципу мозаики, а отдельные кусочки стекла скреплялись металлическим соединением.

4. В средневековье, когда большая часть населения была безграмотной и не имела доступа к Священному Писанию, витражи играли роль наглядных проповедей. На них изображались библейские сюжеты, и люди, приходящие в храм, могли изучать их, просто рассматривая. Существует даже витраж под названием «Библия бедняков» (Poor man's bible), он находится в Кентерберийском соборе в Англии. На этом витраже запечатлено много сцен из Ветхого и Нового завета.

Кентерберийский собор, витраж: Три волхва следуют за звездой
Кентерберийский собор, витраж: Три волхва следуют за звездой

5. В древности основной смысл витражей заключался в визуальном впечатлении, которое свет, преломленный стеклом и окрашенный в разные цвета, оказывал на присутствующих в храме. Таким образом, земной храм символически уподоблялся Небесному Иерусалиму, который, как написано в Откровении, разукрашен драгоценными камнями и наполнен Божественным сиянием. Эта неземная атмосфера помогала настроиться на молитву и возносила душу к источнику истинного света.

6. Сегодня витраж — это не только яркие окна готических соборов и средневековых замков. В наши дни витражи широко используются в декоре интерьера в самых разных вариациях. Сейчас каждый может приобрести в свой дом частичку света, запечатленного в стекле. Простейший пример такого предмета интерьера — это стеклянное панно на стену или на окно, которое пропускает и рассеивает солнечные лучи, наполняя дом светом и теплом.

7. Процесс изготовления витражей сейчас такой же, как и в средневековье, лишь инструменты совершенствуются, благодаря современным технологиям. Существуют три основных техники создания оригинального витража: классическая или наборная (по принципу мозаики), фьюзинг и Тиффани.

8. Создателем технологии «Тиффани» является американский художник и дизайнер Луис Комфорт Тиффани — сын основателя знаменитой ювелирной компании «Tiffany & Co.». Его изобретением, которое произвело переворот в этой отрасли, были трёхмерные композиции из стекла. Такое стало возможным благодаря новому способу соединения стекол — их спаивали с помощью тонкой фольги. Самым известным его продуктом являются витражные абажуры светильников в стиле модерн.

Светильник в стиле «Тиффани»
Светильник в стиле «Тиффани»

9. «Фьюзинг» — это технология запекания стекла. При создании витражной композиции каждая ее деталь сначала вырезается из стекла, шлифуется, а затем проходит длительный процесс обжига в печи. В таких условиях, путем сочетания нескольких слоев, создаются объемные и уникальные композиции. Такая техника, в сочетании с росписью по стеклу, подходит для создания оригинальных стеклянных сувениров, игрушек, украшений.

10. Знали ли вы, что знаменитый художник — уроженец Беларуси Марк Шагал — тоже занимался созданием витражей? И, несмотря на то, что на момент окончания его первого витража ему было больше 70 лет, он стал одним из самых знаменитых мастеров XX века и создал множество витражей для храмов Америки и Европы. Одна из его известных работ — художественная интерпретация притчи о добром самаритянине — выполнена в абстрактном стиле в Церкви Покантино Хиллс (Нью-Йорк, США).

Добрый самарянин, 1964 г. Церковь Покантино Хиллс, Нью-Йорк, США
Добрый самарянин, 1964 г. Церковь Покантино Хиллс, Нью-Йорк, США

Известный факт, что стекло — это один из самых трудных для обработки и, в то же время, долговечных материалов. На примере средневековых витражей мы видим, что цветное стекло не подвержено влиянию времени, не выцветает и не теряет своего первоначального вида на протяжении многих веков. Также и сувениры из стекла, созданные в витражных техниках, при бережном обращении могут радовать своего обладателя долгие годы.

В стекольной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря изготавливают оригинальные витражи для интерьеров храмов, а также милые сувениры и другие изделия, доступные каждому для декора дома. Ознакомиться с продукцией можно в нашем каталоге.