Умственными упражнениями предлагаю заняться. Иудеи, христиане и мусульмане назначили своим единственным богам — три ключевые характеристики: всеведение (Он все знает), всемогущество (Он все может) и высшую доброту (Он всех любит). Данная «троица» вступает в противоречие с одним неопровержимым фактом: почему в мире существует так много страданий (зла). Особенно в рамках постоянного утверждения, что Бог — это хорошо и прекрасно.
Сей факт не помешал Творцу вседобрейшему придумать раковые опухоли, наводнения, действующие вулканы, голод, Ковид-19 и геморрой. С архаичных времен уничтожая всем набором огромные массы столь любимых детей своих. В чём смысл?
Бог предельно добр. Он не может хотеть наших страданий. Он всеведущ. Ему известно о наших страданиях. Раз Он всемогущ, вполне мог бы… оградить от этого зла. Если бы хотел. Следите за «напёрстками», никаких противоречий пока?
Что мешало Богу создать гораздо более благоприятный мир, в котором нет страданий и болезней, отсутствуют цунами и энурез с массовым голодом? Зачем было лишать всех Эдемского Сада, о котором все мечтают? Бредятину об «искушении» фруктом неразумной бабы, с вашего позволения, несу на помойку. Это противоречие даже дети на тестах легко проходят: дай по рукам или по голой …опе, в следующий раз не полезет «искушаться». Воспитатель криворукий, млин.
Итак, мир создан каким-то высшим существом. Хорошо. Судя по катаклизмам и общей неустроенности, существо не было всесильным. Иначе немного больше труда и разума вложило в адекватность человеческой среды обитания.
Второй вариант. Высшее существо — любопытный исследователь. Далеко не всезнайка, не знал о творении страданий до самого конца, банально не предусмотрел. Но более очевидным кажется — Творец не был таким всеблагим. Ибо знал о человеческих страданиях, палец о палец не ударил, чтобы их свести к разумному минимуму.
Несмотря на эти парадоксы, считается — Бог есть! Хотя логика простых размышлений выше — говорит об обратном. Это и называется «проблемой Зла», главной головной боли теистов. Они затратили неимоверное количество усилий, чтобы справиться с этой неувязкой. Выработав три, наиболее очевидные, линии защиты.
Божье наказание.
Наиболее любопытным является приглушённое бормотание: испытываемые страдания являются… наказанием. Как любящие родители иногда наказывают своего непутёвого ребенка, так и Бог обрушивается с карами на грешников или заблудших.
Проблема. Как такое согласуется с главным постулатом религии: мыслью о справедливом и любящем Боге. И при чём тут маленькие дети, за что Бог посылает им мучительные и длительные страдания? Неужто в утробе или колыбели нагрешили?
Верующий человек на это ответ прекрасно знает: наказание детям послано… за грехи родителей. Справедлив ли суд такой? За пьянство папаши — неизлечимое страшное заболевание, мучительная агония. Существо, которое поступает подобным образом, — предлагаю считать нравственным уродом. Как минимум, оно должно вызывать стойкое отвращение у любого разумного обитателя земли. А пропагандистов такой точки зрения — следует принудительно и изобретательно лечить в специальных стационарах.
Свобода выбора.
Да-да, самая популярное решение проблемы «зла» со стороны теистов. Состоит в утверждении: в наших страданиях виноват не Бог, а мы сами. Первый наделил нас свободой воли. Способностью делать выбор, принимать любые решения, действовать сообразно им. Хоть за это спасибо. Всегда лучше иметь свободу воли, чем быть запрограммированным на нехитрый набор действий автоматом. Без права на свободу поступка.
Тогда существование страданий… можно примирить с добротой Бога.
Но тут в логике тоже зияет огромная прореха. Как объяснить коллективные страдания и массовую гибель «чад божиих», вызванных естественными причинами? Что такого натворили граждане Индонезии, что 26 декабря 2004 года на их острова обрушилось страшное цунами. Только по официальным данным унесшее жизни 300 тысяч человек.
Существуют землетрясения, голод, болезни, природные пожары и наводнения… За какую «свободу воли» такое? Без справедливого суда и поимённого разбора прегрешений. Если Бог существует, то именно Он отвечает за такое безобразие и оптовый геноцид. Что ставит под сомнение его тягу к справедливости и добру.
Теист сразу возразит: какая-то часть «естественного Зла» происходит по нашей собственной вине. Вызываем наводнения, сжигая слишком много топлива. Загрязняем воздух, вызывая глобальное потепление, — вот плавай себе на здоровье.
То есть… если мы потушим все пыхтящие углекислым газом производства, поставим машинки в гаражи и закопаем скважины с шахтами — страдания от наводнений тут же прекратятся, ураганы стихнут, снег в Сибири будет выпадать ровно в том количестве, чтобы радовать весной лишь озорными ручейками? Не кажется вам это клиническим бредом?
Если нет, что нам нужно закрыть, чтобы прекратить землетрясения? Поменьше ночами друг на дружке прыгать невенчанными? Проясните, пожалуйста…
Воспитание добродетели.
Другой популярный аргумент в защите теистов: страдания и лишения имеют великую цель — сделать нас лучше. Не помыкав горюшко, не обретём просветление добродетелью, не втиснемся в тот образ, столь любимым боженькой.
Тоже вопросы детские возникают. Почему не сделать нас добродетельными изначально? Что за уродливый сложный воспитательный процесс? Если страдание — неизбежная плата за добродетель, согласно какому Уложению или Кодексу Небесная Канцелярия распределяет страдания? Почему именно так, а не иначе?
Бардак какой-то. Кровавые диктаторы большую часть жизни купаются в наслаждениях. Их невинные жертвы сотнями тысяч побиваемы, голодают или корчатся в печах крематориев. Кроткие и добрые верующие мучаются от ужасных болезней. Убийцы и насильники десятилетиями ходят, ни разу не чихнув. Вывод: налицо случайное распределение страданий. Рулетка. Как эта безнадёга может сделать нас более добродетельными?
Еще более клиническим выглядит утверждение: страдания посылаются для нашего собственного блага, ибо «пути Господни неисповедимы». Простите, это равнозначно признанию собственного поражения. В переводе на человеческий звучит так: «распределение страданий кажется не имеющим никакого смысла, но обязательно имеет смысл».
Поговорите с врачами, как подобная «неисповедимость» называется правильно. Какими препаратами купируется, будете очень удивлены. Бережно храня «чувства верующих», готов утверждать: едва ли создателем страданий был всеблагой, справедливый и добрый Бог. А «проблема зла» для теиста является неразрешимым и страшным парадоксом.
#религии #атеизм #история религий #божья кара #добро и зло