Война это всегда двигатель прогресса. Во время войны развиваются все направления деятельности и медицина, и промышленность и питание. Война показала острую потребность в полноприводных грузовиках. Яркий пример преимуществ во время войны был виден на американском грузовике Студебекер. Руководству нашей страны тоже захотелось создать свой грузовик повышенной проходимости. Наиболее известным является грузовик ЗиЛ-157 (на картинке справа). Его производили с 1958 года по 1996 и не потому, что у нас никогда ничего не модернизируют, а потому, что машина получилась неприхотливой, выносливой и простой. В отдаленных местах нашей родины, в колхозах, на делянках и в армии такие грузовики были незаменимы. Но время идет и прогресс не стоит на месте. И уже в 1966 году, всего через 8 лет после начала производства ЗиЛ-157, появился на свет ЗиЛ-131 (на картинке слева). Это был совершенно другой автомобиль, это был настоящий прорыв, это был лучший армейский грузовик того времени. Давайте рассмотрим его по-подробнее.
Снаружи виден совершенно другой образ, кабина более просторная и удобная. Изменениям подверглись практически все узлы и агрегаты автомобиля. Давайте рассмотрим двигатель.
На ЗиЛ-157 стоял рядный нижнеклапанный шестицилиндровый двигатель мощностью в районе 100 лошадей. Двигатель надежный, но морально устаревающий. На ЗиЛ-131 стоит уже V- образный двигатель, верхнеклапанный, 8-ми цилиндровый с электронной системой зажигания. Двигатель оказался мощнее на 50%, в нем было уже 150 лошадей, а кривая крутящего момента стала равномернее и выше у ЗиЛ-131. Расход топлива у обоих автомобилей примерно одинаков.
Также имелся предпусковой подогреватель и ЗиЛ-31 был нестрашен никакой мороз, за это его любили на северах. Впервые в советской практике автомобиль был оснащен гидроусилителем руля. Как вы помните на ЗиЛ-157 гидроусилителя не было и водитель в колее мог сломать пальцы.
Давайте перейдем к трансмиссии. На ЗиЛ-131 коробка передач от обычного грузовика ЗиЛ-130, а вот система полного привода претерпела колоссальные изменения. Как вы помните на ЗиЛ-157 на каждый мост шел свой кардан. Конструкция такая довольно громоздкая, вибрирующая и инерционная. Правда она позволяет продолжать движение если один из задних мостов выйдет из строя, но такое случается очень редко. А вот на ЗиЛ-131 промежуточный мост сделан проходным. То есть с раздаточной коробки кардан шел на промежуточный мост, а когда подключался передний мост, то промежуточный блокировался и подключался задний тоже- машина становилась полноприводной.
Сами мосты на ЗиЛ-131 были более надежны и выполнены по двухступенчатой системе передачи крутящего момента, то есть хвостовик приводит шестерню главной передачи напрямую, а через промежуточную передачу. Это конечно усложняет конструкцию, но продлевает жизнь узла. Как вы знаете на ЗиЛ-157 мосты были довольно слабыми, потому что они были выполнены по классической схеме.
ЗиЛ-131 был оснащен более продуктивной подкачкой колес, которая управлялась одним рычагом из кабины водителя.
Наверное на всех континентах знают наш советский ЗиЛ-131. Кем он только не работал. Наиболее широко он использовался конечно же в армии. На него устанавливали КУНГИ со всевозможной аппаратурой, легендарные комплексы залпового огня "Град", ЗиЛ-131 был заряжающей машиной. топливозаправщиком и просто машиной для перевозки личного состава. На гражданке он применялся в колхозах, были самосвалы на ЗиЛ-131, седельные тягачи. Но время неумолимо, завод ЗиЛ не справился с конкуренцией и погиб, хотя причина скорее всего в другом. Очень жаль, что производитель таких легендарных автомобилей, которые высоко ценятся во всем мире за свою выносливость, простоту, надежность и неприхотливость, в нашей стране оказались ненужными. В наше время на дорогах страны еще можно увидеть старичка ЗиЛ-131, который бодро бежит с какой-нибудь буровой установкой. Он как офицер на пенсии выполнил свой долг честно и до конца, а теперь помогает молодым, но уже на пенсии. Спасибо советским инженерам за столь прекрасные автомобили, которые эксплуатируются десятилетиями и не просят ничего взамен.
#машина #авто #автомобиль #армия #военные #грузовики ссср #зил #зил-131 #история россии #ссср