Найти тему

Школа и семья: кто кому больше задолжал?

Фото автора cottonbro: Pexels
Фото автора cottonbro: Pexels

Читая образовательные каналы, обратила внимание на то, что любое обсуждение школьных проблем быстро скатывается к взаимным обвинениям родителей и учителей: кто кому больше задолжал. Что ж, давайте попробуем разобраться.

Учителя хотят видеть у себя на уроках мотивированных и воспитанных детей, которые с прилежанием грызут гранит науки. Если мотивации и воспитания не хватает, то винят семью.

Родители же в своих ожиданиях очень разные. Кто-то считает, что дома ребенка нужно холить и лелеять, позволяя абсолютно всё. Сад и школа дадут необходимое воспитание и образование. Другие же категорически против того, чтобы школа занималась воспитанием. Их позиция категорична: школа должна дать глубокие знания. Третьи заняты собой и своими проблемами настолько, что объявляют: ребёнок одет и обут - значит родительский долг выполнен. Четвёртые всем недовольны и требуют, чтобы учителя сняли корону. Когда я вижу подобные высказывания, они вгоняют меня в ступор: понять не могу, о какой короне речь. Есть и группа родителей, которая желает, чтобы учитель заслужил уважение. Странная позиция. Когда я училась в школе, нас, детей, учили уважать родителей, учителей, стариков - всех взрослых. Тогда это было аксиомой, не требующей доказательств. Будьте взаимовежливыми, говорили нам. Ребенок тоже имеет право на уважение, если ведёт себя так, как принято в обществе. Какие короны? Вы о чем вообще?!

Итак, мы видим, что ожидания родителей и учителей во многом не совпадают, причем во взаимных претензиях зачастую упускаются желания детей. Ребенок, как и взрослый, имеет свои желания, которые часто не совпадают с желаниями взрослых.

Фото автора Alexandr Podvalny: Pexels
Фото автора Alexandr Podvalny: Pexels

Ученики приходят в школу общаться друг с другом, учебная деятельность в их перечне жизненных ценностей находится где-то на периферии. Помнится, лет 15-20 тому назад мне безумно нравилось работать с учениками пятых-шестых классов: глазёнки горят, все желают отвечать, домашние задания старательно выполняют, стихи наизусть учат. Потом что-то произошло. Глаза потухли. Домашние задания списываются с ГДЗ. Хотя я немного преувеличиваю, глаза, конечно, загораются, но на перемене, когда в руках ребёнка оказывается смартфон. Детские пальчики на экране что-то бойко нажимают. Иногда, мне кажется, что за время учебы некоторые ребята развивать только один навык - жим пальцами. Ох, простите, отклонилась от темы.

Есть мотивированные на учебу дети, но их немного. К классу 9-10-му дети начинают определяться с будущей профессией. Появляется мотивация у большинства, но не у всех. Соответственно и успехи у детей разные.

И все же давайте определимся: так кто же кому задолжал?

Цель школы: выпустить всех детей, дать им столько знаний, сколько они в состоянии впитать в себя.

Цель родителей: дать детям наилучшее образование, чтобы они могли устроиться в жизни, как минимум, не хуже родителей. На практике же родители склонны идеализировать своих детей, и это абсолютно нормально. Ненормально забывать, что у детей есть свои желания, которые могут не совпадать с желаниями родителей.

Ребенок, не пустая ваза, в которую учитель вливает или не вливает знания: кому-то недолил, а кому-то перелил. Ребенок - человек со своими способностями, склонностями, интересами. В погоне за оценками родители часто об этом забывают.

Мне кажется, и учителям и родителям не нужно воевать друг с другом, доказывая, кто и где недоработал, а совместными усилиями следует помочь ребёнку найти своё место в жизни.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.

: