Тема сегодняшней подборки - фильмы Мексики, Аргентины и прочих испаноговорящих стран Латинской Америки. Нет-нет, бесконечные сериалы про любовь, где кто-то постоянно теряет память или впадает в кому, тут ни при чём.
Фильмы, о которых я сегодня расскажу - это вполне себе жизненные драмы... хотя иногда и с небольшим налётом мистики. Всё-таки, именно страны Латинской Америки дали миру Борхеса, Маркеса и других "магических реалистов".
Герои этих фильмов зачастую относятся к миру искусства - это поэты, художники, актёры. А сами фильмы напоминают то, что снимали в это же время на другом конце света, в одной снежной северной стране. Смесь бытовой чернухи с глубокомысленной притчей.
"Женщина из порта"/La mujer del puerto (1991, Мексика)
Некий моряк воспылал любовью к портовой "бабочке", та ответила взаимностью. Ну, бывает, что ж. Но мама этой "жрицы любви", отставная представительница той же профессии, отчего-то против этих отношений.
Как оказывается, у неё есть на то все основания: она узнала в моряке собственного сына, которого вынуждена была выгнать из дома много лет назад. Впрочем, свежеиспечённую парочку и такие мелочи не смущают. Точнее, смущают, но... нет. Поди разбери.
История рассказывается трижды, с трёх точек зрения (моряка, "бабочки" и мамаши), каждый раз открываются новые подробности. Заодно выяснится, почему вообще получилась эта дикая ситуация. А вот каким образом морячок не признал родную мать - не объяснят.
Снято всё это по рассказу Ги де Мопассана (не читал, но знаю, что он на такое был горазд). И - удивительное дело! Хотя сюжет как таковой умещается в одну строчку, смотреть интересно. Это не просто грязь ради грязи и драма ради драмы. Что-то живое и настоящее во всём этом есть.
"Тёмная сторона сердца"/El lado oscuro del corazón (1992, Аргентина).
Жил-был поэт, который всюду расплачивался своими стихами, и в ресторанах, и в такси (завидую). Тусовался с андерграундными художниками, в паровозики играл. А ещё искал себе девушку, которая умеет летать. А если не умеет, то он её спроваживал через специальный люк в кровати (мне б такой).
Собственно, про то и фильм. Чувак либо читает всем подряд свои стихи, либо зависает с художниками, либо цепляет в баре тёлок. Также к герою приходит Смерть в облике красивой женщины, и его покойная мать в облике коровы. А ещё он иногда слушает и созерцает очень странные музыкальные номера.
В общем, ничего не понятно, но очень интересно. Дальше будут фильмы попроще, обещаю!
"Клубника и шоколад"/Fresa y chocolate (1993, Куба/Мексика/Испания)
Жил-был на социалистической Кубе некий Диего: интеллектуал и художник-авангардист, но при этом слегка "праааааативный". И как-то раз попытался он соблазнить юношу по имени Давид - местного спортсмена, красавца и, что особенно важно, комсомольца и активиста.
Давид быстро распознал в художнике врага народа и стал ходить к нему в гости, в надежде нарыть компроматов. Диего тем временем не оставлял попыток соблазнить комсомольца, а тот, в свою очередь, понемногу стал проникаться уважением к эрудированному и интересному человеку.
Вскоре в их общение вторглась немолодая нервная соседка художника, по малейшему поводу пытающаяся наложить на себя руки. Давид ей нравится как мужчина, а Диего - как друг...
Признаться, сперва испугался, что увижу кубинскую версию "Горбатой горы". Увидел же однако добрый ироничный фильм о человеческих взаимоотношениях. Вовсе не про ориентацию - какая правильная, какая нет - а скорее про то, что "все мы тут не в своём уме" (как говаривал Чеширский кот).
Интересен антураж Кубы 90-х (страны, навеки застрявшей в 60-х). И интрига сохранена до самого конца: сдаст ли Давид Диего? Соблазнит ли Диего Давида? И бонусом: в одной из сцен художник разговаривает на разборчивом русском!
"Дикие лошади"/Caballos salvajes (1995, Аргентина)
И в целом, на этих фильмах заметен отпечаток русской культуры: здесь, например, один из героев, бывший актёр, свободно цитирует "На дне" Максима Горького.
...Один старик приходит в банк и весьма оригинальным способом пытается вернуть себе деньги, этим банком присвоенные. Приставляет пистолет себе к голове и требует 15 000 долларов, а то, мол, нажму. Мелкий юный клерк (который и сам ненавидит проклятых буржуинов) помогает старику скрыться с деньгами. Причём, похищенная сумма оказывается в разы больше требуемой.
Странная парочка пускается в бега по просторам Аргентины, позже к ним присоединяется гулящая девица. Благодаря ТВ грабители становятся народными героями. Но по пятам за ними идут крутые ребята, нанятые банкиром. А старик, тем временем, движется к какой-то одной ему известной цели...
"Маленькие чудеса"/Pequeños milagros (1997, Аргентина)
Жила-была в Аргентине симпатичная, но застенчивая девица. Работала на кассе в местной "Пятёрочке", волонтёрила при слепых людях, хотела цветов и замуж. Тут выяснилось, что она вроде как фея и умеет всякие мелкие чудеса колдовать. То нищему бумажник подкинет, то злую тётку заставит чесаться. А счастья как не было, так и нет.
Впрочем, мир не без добрых людей. Героиня таковых много повстречала, и жизнь вроде как наладилась... а может, и нет. Жизнь-то... она такая. Жизненная!
...Этакая прото-версия "Амели", минус назойливые спецэффекты, плюс латиноамериканский колорит. Милейший фильм о бытовой магии, которой обычно никто не замечает.
Всем спасибо!
Другие подборки необычного кино:
Чокнутые российские экранизации Сологуба, Помяловского и Кафки.
Мрачные киносказки не для детей.