1714 год. Санкт-Петербург
В начале мая 1714 года в столицу Российской империи прибыл посол правителя Хивы Хаджи Мухаммед Бехадур Хана по имени Ашшур Бек (или Ачерби, как его называли в европейских мемуарах).
На следующий день по прибытию, Ашшур Бек имел аудиенцию у царя Петра Алексеевича (1).
Миссия посла состояла из нескольких пунктов.
Посол сообщил о восшествии на трон Хивинского ханства своего господина Хаджи Мухаммед Бехадур Хана.
Поздравил Петра Алексеевича с успехами в Северной войне.
Просил благосклонности и покровительства, а именно, чтобы Петр Алексеевич обязал хана калмыков, зависимого от царя, жить в мире и добрососедстве с узбеками и не натравливать на Среднюю Азию татар, подвластных Китаю, и иных соседей Хивы.
В благодарность за это Хаджи Мухаммед Бехадур Хан обещал прислать по просьбе царя ему в помощь 50 тысяч вооруженных воинов и открыть через свои земли проход для ежегодных русских караванов, идущих в Китай. Альтернативный маршрут этих караванов пролегал через Сибирь и перемещение занимало целый год, а так, через владения Хивы они будут добираться до Китая за четыре месяца.
В ходе аудиенции посол сложил к ногам царя подарки: шелка, ковры, редкие меха, много китайских и персидских товаров, сообщил, что оставил в Москве персидских лошадей и диких животных, сожалел, что до России не доехали, умерли по дороге леопард и обезьяна.
Петр Алексеевич благосклонно выслушал Ашшур Бека и пригласил его на морскую прогулку в Кроншлот.
13 мая вместе с Ф.Ю. Ромодановским, канцлером графом Головкиным, посол Ашшур Бек в сопровождении прочих членов посольства, на шняве отправился к стоянке русского флота. Погода была жаркой. Шли при легком бризе, когда капитан шнявы умудрился посадить судно на песчаную мель. Весь день ушел на то, чтобы матросы стащили шняву с мели. К семи вечера стащили, а в девять начался сильнейший шторм. К двенадцати часам были разбиты в щепы все шлюпки, утерян лучший якорь. Многие на шняве начали готовиться к смерти.
Бледный посол завернулся в шелковое покрывало и велел своему духовному наставнику опуститься на колени и читать из книги пророка Али. Однако, пронесло. К утру шторм стих. Подошли еще корабли и шняву отбуксировали с мелководья и доставили к месту стоянки флота.
При появлении шнявы весь русский флот, выстроенный в одну линию перед гаванью, приветствовал шняву пальбою изо всех пушек.
Ашшур Бек, который не видел ничего подобного, был восхищен.
Со шнявы Ашшур Бека переправили на корабль, на котором находился Петр Алексеевич. Царь поздравил посла с благополучным прибытием и два часа беседовал с послом. Для развлечения царя посол вызвал своих певцов и музыкантов, а на стол велел подать фрукты, которые привез с собой. Речь шла о реках Аму-Дарья и Сыр-Дарья и золотоносных рудниках в Хивинском ханстве.
После беседы царь пригласил посла сойти на берег и понаблюдать оттуда за его кораблями.