Несомненно, существуют миллионы удивительных артефактов из древнего мира, которые проливают свет на жизнь наших предков много тысячелетий назад. Но некоторые выделяются своей уникальностью и способностью расширить наши знания о ранее неизвестных аспектах истории. Сегодня мы рассмотрим десять таких артефактов.
Молот Тора (примерно 900 г. н. э., Дания)
Открытие артефакта викингов раскрыло давнюю тайну, связанную с более чем многотысячными древними амулетами, найденными по всей Северной Европе. Это реликвии, известные как амулеты Мьёльнира, историки связывали с норвежским богом Тором. Однако это была гипотеза, поскольку ни на одном из них не было надписей, раскрывающих их как молот Тора.
Но в начале 2014 года на датском острове Лолланд, был найден еще один подобный кулон, на котором была расположена руническая надпись “это молот”. Отлитый из бронзы и, вероятно, покрытый серебром, оловом и золотом, кулон 1100-летней давности показывает, что миф о Торе оказал глубокое влияние на украшения викингов.
Кипу из Караля (3000 г. до н. э., Перу)
Священный город Караль - это 5000-летний мегаполис, представляющий древнейшую цивилизацию на Американском континенте, известную как Норте-Чико или культура Караль-Супе.
Среди множества невероятных артефактов, найденных здесь, археологи обнаружили отрезок завязанных нитей, известный как кипу. Кипу использовали как записывающее устройство, которое состояло из цветных, закрученных и прошитых нитей из волос ламы или альпаки. Известно, что система помогала в сборе данных и ведении учета, начиная от подсчета налогов, переписи населения, календарной информации и военной организации. Шнуры содержали числовые и другие значения, закодированные. Узлы и соединения также содержали как статистическую, так и повествовательную информацию, которая когда-либо была доступна для чтения в некоторых южноамериканских культурах. В ряде деревень кипу были важными предметами и использовались скорее для ритуала, чем для записи. До открытия кипу в Карале не было найдено никаких других примеров, датируемых более ранним периодом, чем 650 г. н.э.
Терракотовая бутылочка или погремушка (400 г. до н.э., Италия)
В 2013 году археологи в Италии обнаружили терракотовую детскую бутылочку возрастом 2400 лет, которая одновременно служила игрушкой в форме свиньи. Уникальный артефакт является редким предметом, когда-либо найденных в последний раз в Мандурии. Реликвия известна как гуттус, представляет собой сосуд с узким горлышком или горловиной, из которого выливали жидкости. Их использовали для вина и других напитков, но в данном случае гуттус использовался для кормления младенца или маленького ребенка. Уникально то, что этот гуттус также имел форму свиньи с заостренными ушами и человеческими глазами. В животе у него также были терракотовые погремушки. Сосуд датируется примерно 2400 г., когда юго-восточная часть Италии была населена мессапами, племенной группой, которая мигрировала из Иллирии около 1000 года до н. э. Мессапы исчезли после того, как Римская Республика завоевала регион и ассимилировала жителей.
Небесный диск (примерно 1600 г. до н. э., Германия)
Небесный диск из Небры - это бронзовый диск возрастом 3600 лет, который был настолько необычной вещью, что первоначально считалось, что он является археологической подделкой. Однако детальный научный анализ показал, что он действительно подлинный, и драгоценный артефакт включили в реестр ЮНЕСКО "Память мира".
Небесный диск был обнаружен в лесу Саксония-Анхальт, Германия. Он был ритуально похоронен на вершине холма вместе с двумя мечами, двумя топорами, двумя спиральными кольцами. Диск имеет диаметр около 30 см, весит 2,2 кг, украшен сине-зеленой патиной и обведен золотыми символами. Они обычно интерпретируются как солнце или полная луна, лунный полумесяц и звезды (включая скопление, интерпретируемое как Плеяды). Две золотые дуги по бокам были добавлены позже. Они охватывают угол 82°, правильно указывая угол между положением заката в день летнего и зимнего солнцестояния на широте находки. Последним дополнением была еще одна дуга внизу, окруженная множеством штрихов неопределенного значения, по-разному интерпретируемых как “солнечная лодка” с многочисленными веслами или как Млечный Путь.
В то время как гораздо более древние земляные работы и мегалитические астрономические комплексы, такие как круг Госека или Стоунхендж, уже использовались для обозначения солнцестояний, диск является старейшим известным "портативным прибором", позволяющим проводить такие измерения.
Инкрустированный золотом кинжал (примерно 2000 г. до н. э., Англия)
В 1808 году Уильям Каннингтон, один из первых профессиональных археологов Великобритании, обнаружил то, что стало известно как драгоценности короны "короля Стоунхенджа". Они были найдены в большом кургане бронзового века всего в полумиле от Стоунхенджа. В кургане 4000-летней давности Каннингтон обнаружил золотой ромб который служил для крепления плаща и узорчатый кинжал.
Первоначально кинжал был украшен примерно 140 000-ми крошечными золотыми заклёпками шириной всего в треть миллиметра. Чтобы соорудить шпильки, мастер должен был сначала создать чрезвычайно тонкую золотую проволоку, чуть толще человеческого волоса. Затем конец проволоки был расплющен, чтобы получилась головка-шпилька, и обрезан очень острой кремневой или обсидиановой бритвой, всего в миллиметре ниже головки. Эта ювелирная работа затем была повторена десятки тысяч раз. Затем в рукояти кинжала были проделаны тысячи крошечных отверстий, и тонкий слой древесной смолы был нанесен на поверхность в качестве клея, чтобы шпильки оставались на месте. Затем каждая шпилька была аккуратно вставлена в свое крошечное отверстие. Было подсчитано, что весь процесс занимал не менее 2500 часов.
Солнечная колесница (Примерно 1700-500 гг. до н. э., Дания)
Солнечная колесница - это бронзово-золотой артефакт, найденный в болоте на датском острове Шелланд в 1902 году. Несмотря на то, что этот артефакт, как говорят, относится к скандинавскому бронзовому веку (прим. 1700-500 гг. до н. э.), его точный возраст все еще неизвестен.
"Колесница" состоит из бронзового коня, диска с тонким слоем золота с одной стороны и 6 колес, также изготовленных из бронзы. Помимо того, что она могла быть ритуальным местом, также было высказано предположение, что солнечную "Колесницу" использовали как календарь. Эта теория была предложена Клаусом Рандсборгом, профессором археологии Копенгагенского университета, который объяснил, что золотая дневная сторона имеет размеры, связанные с одной третью Солнечного года, в то время как ночная сторона большого центрального круга имеет размеры, связанные с шестью лунными месяцами.
Оссуарий (I век н. э., Израиль)
Оссуарий (ковчег, в котором древние иудеи хранили кости умерших) Иакова, как полагают некоторые, является одним из самых ценных библейских артефактов всех времен, поскольку, как утверждается, в этом ящике из известняка, хранились кости предполагаемого брата Иисуса. Если это предположение подтвердится, то это будет первой физической нитью, связывающей нас с Иисусом.
На этом погребальном ковчеге первого века нашей эры имеется надпись на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Ящик вырезан из цельного куска известняка, что характерно для погребальных ящиков, которые использовали евреи в Палестине первого века. В те времена тела умерших оставлялись в пещере в течение года, после чего кости помещались в ящик.
Этот ящик из известняка оказался в центре самых спорных за несколько десятилетий расследований, связанных с подделкой предметов старины. Израильский департамент древностей (IAA) пытался доказать в суде, что эти предметы были подделаны собирателем древностей Одедом Голаном, но не смог добиться нужного для себя судебного решения. После этого департамент сделал попытку, опять же безуспешную, получить право собственности на артефакт. Утверждается, что перед тем, как вернуть реликвию ее владельцу, израильское правительство совершило в отношении нее акт вандализма.
Флейта из Дивье Бабе (58 000-43 000 до н. э., Словения)
Считается, что самым древним музыкальным инструментом из когда-либо обнаруженных является флейта Дивье Бабе, которую нашли в пещере в Словении в 1995 году. Этот предмет представляет собой фрагмент бедренной кости пещерного медведя, возраст которого составляет 60 000-43 000 лет, и в котором были проделаны отверстия с промежутками. Ученые, которые не могли поверить в эту возможность, отвергли утверждение и заявили, что данные отверстия на самом деле являются результатом того, что фрагмент кости был пережеван животным.
Сейчас, однако, появляется всё больше учёных, также считающих, что данный артефакт является одним из первых музыкальных инструментов древности, поскольку меняется общее представление о неандертальцах.
Ящерица Убайд (Убейд) (с 5000 г. до н.э., Ирак)
В начале XX века при раскопках археологического памятника Телль-эль-Убейд в Ираке археологи обнаружили необычную находку - многочисленные 7000-летние артефакты в виде человекоподобных статуэток, обладающих чертами ящериц, в том числе длинными головами, миндалевидными глазами, удлиненными и заостренными лицами и формой носа, как у ящериц. Некоторые из них носят на голове что-то наподобие шлема и имеют своего рода накладки на плечах. Другие статуэтки держат в руках жезл или скипетр, возможно, как символ справедливости и власти.
Мужские и женские фигуры изображены в разных позах, однако наиболее странными выглядят женские статуэтки, держащие младенцев, которые сосут молоко. При этом фигурки детей также обладают чертами ящериц.
[Культура Убайд представляет собой доисторическую культуру Месопотамии, существовавшая между 5500 и 4000 гг. до н.э. Как и в случае шумеров, истоки убейдского народа неизвестны. Люди жили в больших деревенских поселениях в домах из сырцового кирпича, ими была создана своя архитектура и сельское хозяйство, они обрабатывали землю с помощью орошения.]
Статуэтки Венеры (30 000 – 10 000 гг. до н.э., Европа)
Термин «статуэтки Венеры» употребляется в отношении собранных доисторических статуэток, изображающих женщин и изготовленных во времена палеолита. Большая часть статуэток была найдена в Европе, но некоторые были обнаружены на территориях вплоть до Сибири.
На сегодняшний день найдено более 200 подобных фигурок, создание которых относят к промежутку времени между 30000 и 10000 гг. до н.э. Все изображенные женщины обладают сходными физическими характеристиками; также эти фигурки обычно сужаются в верхней и нижней части. Головы фигурок зачастую имеют сравнительно небольшой размер и лишены деталей, на большинстве статэток отсутствуют руки и ноги. Некоторые фигурки, по-видимому, изображают беременных женщин, в то время как у других подобные признаки не заметны.
Фигурки были вырезаны из всевозможных материалов, начиная от мягкого камня (например, стеатита, кальцита, или известняка) до костей, включая слоновую кость, и глины. Последний тип представляет одни из самых ранних керамических работ, когда-либо обнаруженных. Термин «статуэтки Венеры» спорен сам по себе. Навеянный образом древнегреческой богини любви Венеры, термин предполагает, что фигурки изображают богиню. Конечно, это является одним из возможных объяснений, однако оно всего лишь одно из множества предложенных толкований. Налицо существенный разброс мнений в археологических и палеоантропологических кругах относительно возможного использования и символизма этих предметов. Из всего разнообразия выдвинутых гипотез можно выделить следующие: символ женской плодовитости, автопортреты, куклы каменного века, реалистичные изображения существовавших в то время женщин, идеальные представления о женской красоте, религиозные идолы, изображения богини-матери.
(с) Bremen
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!