Б О М Ж
В приснопамятные времена, когда уже рухнул «железный занавес» и заграница перестала быть чем-то недосягаемым для всех граждан, единственным фактором, сдерживающим тогда миллионы отечественных туристов, готовых ринуться в сказочные страны, - был финансовый. Народ постепенно поднимал свой жизненный уровень, но отдыхать в отпуске большинство Россиян могло позволить себе пока, что на отечественном побережье Чёрного моря.
Это потом, лет через 10—15,можно услышать русскую речь в любом уголке планеты. Появились надписи и вывески на русском, продавцы и обслуга срочно учат славянские слова (хотя в русском языке, по оценкам языковедов, до 30 % слов тюркского происхождения, - результат монголо- татарского ига) . Сейчас в некоторых излюбленных русскими курортах в Египте, Турции, Черногории и др. родной наш Великий и Могучий занимает главенствующие позиции. Чтобы там найти приличную работу, или не разориться в торговле, нужно изучать язык, на котором говорит подавляющее большинство отдыхающих.
В таких странах в экскурсионную группу с русскоговорящим ( а иногда и русским) гидом набираются бывшие наши соотечественники по Союзу : - латыши, эстонцы, казахи, украинцы. У них просто стоит выбор: ехать в англоговорящей, немецкой,( другой Европейской ) группе, или же с русскими. Естесственно, они предпочитают Советский язык межнационального общения. Хотя многие из них сейчас у себя на родине всячески гнобят его, приехав за тридевять земель отдыхать, они, увы, без него обойтись не могут.
Побывав в разных странах, я пришёл к выводу, что популярность русского языка всё более набирает силу. И как бы не исходили злобной пеной некоторые бывшие Советские Республики на язык Пушкина и Достоевского, они у себя хотят пристроить своё чадо в русскоязычный ВУЗ. Действительность диктует, что после его окончания больше шансов получить хорошую работу. После распада Империи неистово закрывали русские школы и ВУЗы, сейчас в них – конкурс …
Да что там бывшие Союзные республики, побывав в далёком и экзотическом Королевстве Таиланд, я с изумлением узнал, что только в одной провинции Пхукет имеется два ТV канала и одна радиостанция на русском языке! А в некоторых местах появились Русские поселения с школами, магазинами, весь уклад жизни в них подчинён русской ментальности. Такие посёлки, например, существуют в Хургаде, близ Бангкока.
Запомнился примечательный случай : наш гид в Люксоре, - араб, когда-то учившийся в Российском ВУЗе, рассказывая нам о древней столице Египта, с чувством благодарности сказал, что древние бесценные памятники раньше затапливал разливавшийся Нил и они были обречены на преждевременное разрушение. Но когда ВЫ НАМ построили плотину, Асуанскую ГЭС, озеро им. Насера, - памятники были спасены. Для него мы в группе – русские, но я видел реакцию входивших в нашу группу эстонцев и латышей. Некоторые удивлённо подняли брови, кто- то надменно пожал плечами. Лично я выпятил грудь и посмотрел на них с превосходством.
Происходит и обратный процесс. На пляжах в Черноморских городах появились негры, в основном студенты, подрабатывающие на каникулах. Идя по пляжу в экзотических одеждах, они заманивают желающих сфоткаться с ними, воплями : « Ахуна Батата!, -- Оба –на , красивица (щиплют загорающую девицу). Негритянки в это время заплетают желающим косички.
Однажды сидя на пляже в Адлере у устья реки Мзымта, мы стали свидетелями анекдотичной сцены. Совершив рейд по пляжу, два негра остановились у конечного пункта -- пивной точки. Один был одет в тогу под леопарда, с копьём в руке, другой имел набедренный веник, перья на голове, в руке мачете. Зарядившись пивом, они тронулись в обратный путь, зазывая клиентов. Рядом с нами расположилась семейка отдыхающих : муж с женой, ребёнком и чьей-то мамой. Судя по бледно- розовой коже, они в первый день дорвались до солнца, не рассчитав дозы. Глава семейства сидел небрежно в раскладном кресле. Указывая на его крутость, на шее болталась «голда» толщиной в палец, с крестом такого размера,что в случае необходимости, можно применять для самообороны. Увидев приближающуюся парочку от природы загоревших, экзотических фотоинтерьеров, у семейки возник план: чтобы не платить за снимок – жена сфоткает своего розового мужа—поросёнка когда они поравняются с ним. Однако, бывшие жители Конго или Синегала, несмотря на конец рабочего дня и изрядного количества вылитого в себя пива, были настороже. После снимка женой розового русского , в леопардовой тоге подбежал к женщине с претензией на оплату за свою фотогеничность. Она объяснила, что снимала мужа. Представитель племени зулусов потребовал показать снимок и тыкал пальцем в своё отражение, говоря, что нельзя без оплаты оставлять на память его образ. Розовый порося вмешался в спор, поддерживая свою крутость , предложил «Чунга-Чангам отправиться на свою историческую родину, с копьём, леопардовой тогой , мачете ,перьями и набедренным веником , -- заниматься сафари на антилоп гну». Что он не позволит « головёшкам» качать здесь права. Обиженный представитель гордого племени бушменов – воинов, запальчиво стал доказывать, что он никуда не уедет, что он тоже РУССКИЙ, как и розовый порося. В доказательство он предъявил оппонентам паспорт. Окружающая публика, с интересом наблюдающая за развитием конфликта, после последнего довода « нового афрорусского», дружно загоготала.
В те приснопамятные мы могли себе УЖЕ позволить отдых на берегах Родины, но ЕЩЁ не созрели для заграницы. Обычно мы устраивались на пляже всегда в одном и том же месте. Заводя ни к чему не обязывающие знакомства, с каждым днём находя всё больше знакомых лиц.
Вопреки расхожей поговорке, что в бане и на пляже все равны, уже чувствовалась разъедающая ржа нашего потребительского общества, где в последнее время общечеловеческие ценности подменялись количеством денежных знаков у тебя в наличии. Из-под своего зонта я наблюдал однажды, как папа всяческими способами уговаривал сынишку, лет 7-8, войти в море и учиться с его помощью плавать.
Весь вид папы говорил о его крутости. Как известно, в наше время для этого нужно иметь не испорченное интеллектом лицо (точнее морду) , по форме напоминающую грушу , с очень короткой стрижкой у плодоножки, двойным подбородком и недельной (как минимум) щетиной . Свиноподобные глазки не должны передавать никаких чувств их обладателя , кроме чувства собственного превосходства. Взгляд должен быть – плакат по технике безопасности : « Не трогай, -- убью» . На солидном животе, заботливо выращенном малоподвижным образом жизни, -- длинная, толстая «голда».
Вот такой папа, испытав все способы уговора сына войти в море, привёл последний весомый аргумент : -- Если зайдёшь, -- пятьсот отвалю!
Очень простая, не требующая никаких усилий умственных и нервных, педагогика.
Однажды, придя на «своё» место, мы обнаружили три спящих в спальниках тела. Посередине были остатки костра, валялись пустые пивные бутылки. Когда поднявшееся солнце не оставило шансов лежать в спальниках, на волю выбрались их обладатели : -- двое мужчин лет 35-ти и женщина. Познакомились, разговорились. Сами москвичи, они выбрали по истине «дикий» способ отдыха. Из Москвы они добираются на попутках до «югов». Обычно подбирают «дальнобойные» грузовики, водители которых, устав от монотонности езды, жаждут общения. Добравшись до югов эти «дикие дикари» начинают передвигаться по побережью на электричках. Не имея конкретного маршрута и плана, не привязаны к определённому месту, они останавливаются, где приглянулось и живут там сколько захотят. Затем они садятся на электричку и, созерцая в окно местность, выбирают следующую остановку. Спят они в спальниках прямо на пляже, в случае непогоды, что бывает редко в это время года, прячутся под какое-нибудь укрытие поблизости. Практически везде на пляжах есть туалеты ( большинство платные), есть душ. При желании можно найти недорогое кафе, или купив на рынке продукты, приготовить на костре. На троих имеется котелок и чайник. Иногда добравшись автостопом где-нибудь в район Анапы, или Керчи, дикие туристы проезжают по всему Черноморскому побережью до Адлера, затем пересекают пограничную речку Псоу и продолжают отдых в Абхазии. В своих впечатлениях об Абхазии они говорили особенно тепло : гостеприимный народ, изумительной чистоты море, вздыбленные вверх вершины гор с развалинами древних крепостей, пещеры, монастыри. Такой бродяжнический вид отдыха они выбрали вовсе не в целях экономии, а просто он лучше подходит их менталитету неприкаянных путешественников, легких на подъём и мобильных.
На самом деле такое пренебрежение к условиям и удобствам жизни на отдыхе сидит в сущности каждого второго Россиянина. Смотришь иной раз Голливудский фильм и удивляешься с какой придирчивостью и ревностью герои в кадре относятся к гостиничному номеру, в котором им предстоит провести сутки, а иногда несколько часов. Какой ширины и мягкости кровать, какие портьеры, сколько дюймов в экране плазмы, чем отделан санузел и вообще, - сколько квадратных метров и комнат. Не избалованные нашим советским « ненавязчивым сервисом», мы, отдыхая в чужих странах, не обращаем на многие мелочи внимания. В конце концов в номер отеля приходишь после насыщенного дня ночью и валишься с ног усталый, чтобы с утра снова ринуться в отдых. Наши за рубежом отдыхают жестоко, как в последний раз. Стараясь на полную катушку отработать вложенные в поездку деньги, везде побывать, всё ощутить, съесть и выпить как можно больше , особенно когда путёвка «он инклюзив». И уже измотанным отдыхом, ночью, всё равно где провалиться в натруженный сон. Вызывают раздражение иногда наглые, неприкрытые попытки поиметь с туриста как можно больше за счет его естественных потребностей . Так на Кипре в 5—звёздочном отеле на обильный ужин не давали никакой жидкости , -- ни чая, сока , компота , или же простой питьевой воды. Расчёт был на то, что наевшись, потенциальные «лохи», по их мнению, потянутся в бар за пивом, колой и пр. Там же, на Кипре, купив дорогостоящую путёвку на однодневную экскурсию на корабле, мы обнаружили, что в немалую стоимость не входит простая питьевая вода. В баре – пожалуйста, втридорога. И это – Евросоюз! Ничего подобного не увидишь в Египте, Турции, Тунисе и др. популярных среди наших туристов странах, далёких от Объединённой Европы. А на корабле мы, продуманные туристы из России, узнав уже здешние нравы, позаботились о себе сами. Устроившись на носовой площадке, мы извлекли из своих пляжных сумок не только холодную воду, но и куски жареной баранины, мидии, сыр, чернослив, позаимствованные в ресторане, и, конечно, бутылку «огненной воды». В общем «у нас собой было». Надо было видеть, как вытянулись мордочки у наших соседей из разных там Франций, Британий, и прочих Германий.
Возвращаясь в приснопамятные времена и нашему пляжу, где-нибудь в Головинке, или Лазаревской, нужно отметить, что мы с утра не выпивали алкоголь, а уже устроившись на пляже и искупавшись несколько раз, где-нибудь часов в 11, -- 12 , перекусывали. В тот день, когда мы решили, что пришло время для приёма пищи (и не только), я обнаружил по соседству загорающего мужичка . Он был загоревший до такой степени, что наши дамы, которые натерев себя всякими кремами и раскорячившись под лучами , стараются довести себя до кондиции , выпали бы в осадок , от жабы. На нём были чёрные советские «семейные» трусы, едва не доходившие до колен. Весь его вид говорил о пережитых невзгодах, лишениях, страстях. Как говорится « вся прошедшая жизнь была написана на его лице». Сломанный нос и шрамы едва ли его украшали, вопреки расхожему мнению Однако выражение лица было не уродливым и не отталкивающим , а скорее располагающим . Глаза были добрыми , а не ожесточёнными на весь мир , как обычно у людей его типа. Я предложил ему рюмку перцовой водки, заранее, конечно, зная ответ. Познакомились, разговорились . Мой тёзка был родом из Якутии, причём из самого её севера. После многих лет бродяжничества и приключений, связанных с угрозой здоровью и жизни, он оказался на юге без документов , средств к существованию и угла. Живёт здесь несколько лет . Летом на берегу , в каморке (койко- место), которую ему выделил знакомый. Утром помогает знакомому вытащить из гаража и спустить на воду катер . Знакомый возит туристов на рыбалку , а вечером ,-- обратный процесс, -- из моря в гараж. Ему дают за эту кратковременную помощь 300 рублей каждый день(700 долларов). В свободное время любой, кому понадобилась рабсила, знает где его найти. Дневного заработка хватает на незатейливую пищу и на несколько флакончиков спирта в аптеке. Зимой он перебирается в чей – либо строящийся коттедж, где и живёт в внесезонное от туристов время. За кров и еду помогает по хозяйству или строительству. Надо полагать, что такая дармовая рабсила выгодна многим и они беззастенчиво эксплуатируют его. Но и ему вполне подходит такая растительная, беззаботная жизнь. Да, конечно, он делал попытки вернуться на родину, восстановить паспорт. На электричках добирался до Ленска, по дороге добывая себе пропитание всяческими способами. В Ленске попросился на грузовое судно и, выполняя любую работу, доплыл на нём до дома. Совсем не тёплая Родина встретила его сурово. Из всех бывших друзей и знакомых почти никого не осталось. Кто-то преждевременно почил в лихие девяностые в междуусобицах и пьяных дебошах. Оставшиеся в живых сидят по тюрьмам. Попытка получить паспорт ни к чему не привела. Наша бюрократическая машина может обломать и не таких как бомж Сергей. Немногие родственники давно от него отказались и не хотели принимать. Устав бороться с бумажными чинушами, он пустился в обратный путь тем же маршрутом и транспортом . Это путешествие на электричках , с ночевками на вокзалах занимало у него один месяц . После этой поездки Сергей решил : -- лучше загорать на юге , чем разделить участь своих друзей у себя на Родине. За свою жестокую жизнь он, тем не менее, не обозлился на людей и весь мир , от которых он не видел ничего хорошего. Он сумел сохранить человеческие чувства. Однажды, застеснявшись моего угощения , он не знал , чем отблагодарить меня , -- у него ничего не было, а помогать мне не было необходимости . В порыве он сходил к себе в каморку и принес несколько кистей винограда, росшего во дворе у знакомого. Приходя на пляж , на своё место, мы обычно заставали его лежащим на боку, в своих семейных латанных трусах. Он грелся на солнышке, блаженно прикрыв глаза. Было видно, что он уже совершил утреннюю процедуру с катером и успел «поправиться». Искупавшись и приняв на грудь некоторое количество спиртного, бомж Сергей входил в умиротворенное состояние. Признавался, что без моря не представляет себе жизни. – Ведь море, -- оно живое, -- философски рассуждал он, -- У него есть характер, как у любого живого существа ! -- Вот сейчас,-- он подымал палец, -- оно довольное, сыто урчит, нагревшись на солнышке. Заходи в него, -- оно снисходительно примет тебя, ласково обмоет, убаюкает на волняшках , снимет жар разогретого на солнце тела.
-- Иногда оно бывает голодное. Недовольно как бы что-то ищет, ворочается как на неудобном ложе. Гонит волны . Шуршит камешками на прибое. Вздыхает глубоко. – Временами море спит : синее, чистое от прибоя до горизонта . Стоит тишина. Полный штиль . Слышны только веселые голоса отдыхающих , детский смех и шум лодочных моторов . В это время море позволяет пользоваться им как тебе заблагорассудится. Как спящая, сытая акула открывает рот , чтобы в нем шныряли рыбки—чистильщики. Как корова благосклонно позволяет птицам скакать у себя на спине, выбирая из шерсти паразитов.
-- Иногда оно бывает сердитым. Надувает свои мускулы—волны, -- они далеко выбегают на берег, нервно перебирая прибоем камешки, как языком. Шумит и швыряет лодки, матрацы и купальщиков . Темнеет от гнева, почти чернеет . У прибоя – бурое от поднятого со дна песка . Плюёт пеной . Бьет волнами о пирс как бы говоря : « понаставили здесь хлам всякий , разгуляться не дают !»
-- Море бывает грозное! Изнутри себя выдавливает огромные волны ! Рвёт и мечет всё, что найдёт, до чего дотянется! Всё тело покрывается крупной рябью. Уже не известно какого оно цвета! До горизонта белые буруны. Накатывая на берег с шумом, волны смывают всё, что в пределах их досягаемости . Неистово хлопают водяными валунами об парапеты, волнорезы и другие препятствия . Без всякой жалости забирает в себя зазевавшихся , или подвыпивших смельчаков , отважившихся бросить вызов ему , недооценив грозную силу. Переворачивает мелкие судёнышки , угоняет за горизонт надувные лодки и матрацы с беспечными отдыхающими….
Говоря о море, бомж Сергей суживал глаза, иногда подымал их в небо. Взгляд был невидящим . В этот момент он будто отсутствовал здесь , ничего не замечая вокруг. Говорил он о море уважительно и ласково , с увлечением , хотя и неторопливо. Впервые в жизни я слышал такую поэтическую речь о море! И от кого ! От бомжа и бродяги! Потрясённый таким красноречием, множеством эпитетов из уст маргинального человека , я не мог вымолвить слова , заворожено вслушивался в его неторопливую , философскую речь. С удивлением смотрел на него. Откуда у этого бомжа, проведшего всю жизнь в пьяных компаниях таких же как он опустившихся людей, взялись поэтические слова, сложные, плавные фразы ?! Он преображался и внешне . И уже поломанный нос и шрамы на лице не выглядели уродливо , а как бы придавали ему особенный шарм. В эти минуты я понял : -- передо мной сидел счастливый по своему человек, у которого есть смысл в жизни ! Некоторое время спустя, хлопнув по рюмашке , я спросил его : « Слушай, ну вот ты живёшь – как пасёшься , -- ни у тебя угла своего, семьи, близких людей. А ведь ты далеко не молод. А если, не дай бог, заболеешь, что ты будешь делать? Ты ведь в жизни никому не нужен!
Немного подумав , бомж Сергей без всякой интонации , бесцветным , ровным голосом ответил :
--- УЙДУ В МОРЕ ….
КОМБАТ.