Уже 100 лет минуло с того дня, когда, в результате подписания Карского договора, три закавказские республики обрели границы обусловленные самобытностью их жителей. Для Грузии, Армении и Азербайджана это стало практически отправной вехой в строительстве государственности. Тогда в октябрьский день 1921 года, представители трёх основных народов Кавказа подписались под соглашением на равных правах с посланниками мировых держав России (РСФСР) и Турции.
В месиве гражданской войны, когда границы между осколками Российской империи были просто формальны, договор о разграничении спорных территорий был острой необходимостью. Турция жаждавшая хоть как-то компенсировать потери своих владений после поражения в Первой мировой войне, решительно отстаивала свои интересы в разделе "кавказского пирога". И в общем, в непростых переговорах, ей многое удалось решить в свою пользу, она официально вернула под свой контроль город Карс , с прилегающими землями Юго-западной части Армении. К тому же совместно с Россией Турция стала гарантом автономий Аджарии - доставшейся Грузии и Нахичевани, которую заполучил Азербайджан. Турки добились этого благодаря тому, что на двух этих территориальных образованиях в основном проживало население исповедующее ислам.
По прошествию 100 лет Турция, претендующая на лидерство среди мусульманских стран, имеет достаточно сильное влияние на Азербайджан, не говоря уже о Нахичеваньской автономии, с которой имеет небольшой общий участок сухопутной границы. Если в Баку видят в нынешнем турецком президенте Эрдогане своего сюзерена, то в Нахичеване его почитают как своего спасителя.
Но в данное время имперские амбиции Анкары в Закавказье не ограничиваются только Азербайджаном. Турецкое руководство с напором хищника продвигает свои интересы в Грузии, а именно в Аджарии - одной из "черноморских жемчужин", когда-то "имевшей честь" находиться в составе Османской империи.
В правящих кругах Турции давно мечтают об аджарских пляжах и не преминули воспользоваться тем, что Грузия, в течении последних 30-ти лет, отталкивается от России и предложили Тбилиси свои "руку и сердце". Туркам удалось убедить грузин в своих искренних чувствах, а тем (хоть с "чёртом лысым" - только не с Россией) ничего не оставалось делать, кроме как принять сомнительную "дружбу". Получив преференции, турецкие "союзники" стали в ускоренном темпе застраивать побережье Аджарии фешенебельными гостиницами, пансионатами и ресторанами ориентированных на состоятельных туристов. Однако в Грузии, которая сама в основном живёт за счёт туризма, у подавляющего большинства жителей нет денег для отдыха в пятизвёдочных отелях. Только тогда не очень понятно для чего всё это строится.
Похоже, что финансовые вливания в Аджарию Турция делает не бескорыстно, а с дальним прицелом на присоединения этого региона в результате референдума. Для выполнения намеченного плана Анкара не жалеет средств на развитие инфраструктуры, строительство мечетей и учебных заведений, аджарская молодёжь получает льготное образование в турецких университетах. Всё делается для того, чтобы в один прекрасный момент над Батуми взвился турецкий флаг.
Аджария вожделенная для Анкары земля, которая, на некоторых картах в Турции, отмечена как турецкая территория. Поэтому турецкие военные в августе 2008-го года были готовы войти в Батуми, посчитав, что российские войска оккупируют Грузию, А это бы означало нарушение Карских договорённостей и автоматический переход Аджарии под покровительство Турции. Как же были огорчены турки, когда Москва остановила свои танки в четырёх десятках километров от Тбилиси. В Анкаре были разочарованы и отказывались понимать "неадекватных русских", ведь логически план присоединения Аджарии должен был сработать. Но видно такой сценарий не устроил российское руководство и там решили не торопить кончину довольно таки заносчивой Грузии.
P.S.Собиратель "земель османских" Реджеп Эрдоган в одном из интервью отметил: "Множество историков считают, что в границы Турции должны входить Кипр, Алеппо, Мосул,Салоники,Батуми. Лишь утратив независимость, мы утратим интерес к ним". Территориальные претензии к своим соседям, у продолжателя дела династии великих Османов, довольно впечатляющие, только хватит ли на это у Турции сил и ресурсов. Ведь с момента развала Османской империи многое изменилось. Делать ставку на прямолинейные конфликты, значит ополчить против себя мировое сообщество, не исключая и некоторые исламские страны. Турция навряд ли справится, воюя с соседями практически по всему периметру своих границ. Остаётся прибегнуть к "гибридным" войнам или, как в Аджарии "ползучей" экспансии.